Тендер – наиболее популярный в настоящее время вариант предоставления заказа на выполнение каких-либо работ или покупку товара, осуществляемый на конкурсной основе. Отношения в вопросах организации тендеров регулируются Законом №44-ФЗ от 05.04.2013 г.
Победа в тендере является не только возможностью получить прибыль, но также позволяет заявить о конкурентоспособности компании и в дальнейшем положительным образом сыграть на ее репутации.
На данный момент на предприятиях большое значение придается вопросам охраны окружающей среды. Не обходят эти требования стороной и организаторов тендеров, выставляющих определенные требования по части экологической документации для компаний, участвующих в нем. При этом, в них не всегда имеется штатный эколог или просто квалифицированный специалист по экологии, способный должным образом подготовить к тендеру всю необходимую экологическую документацию. Таким образом, компания может не попасть в число участников тендера, начиная уже со стадии подготовки к нему. Выходом из сложившейся ситуации является обращение к сторонней специализированной организации, которая поможет должным образом оформить всю экологическую документацию, требующуюся для успешного участия в тендере.
Наличие в составе тендерной документации сведений, касающихся охраны окружающей среды регламентировано Распоряжением Госкомимущества №660-р, Госстроя №18-7 от 13.04.1993 г. Если опираться на их содержание, то предприятия-участники тендера должны помимо всех прочих требований соответствовать требованиям экологической безопасности, а значит, иметь на предприятии всю необходимую экологическую документацию.
Сразу стоит отметить, что любая экологическая документация предприятия является требованием законодательства РФ, во главе которого по части охраны окружающей среды стоит Закон №7-ФЗ от 10.01.2002 г. Также существует множество законодательных актов, касающихся непосредственно определенного вида документации. Так, например, разработка ПНООЛР или паспортов отходов регламентирована Законом №89-ФЗ от 24.06.1998 г., а необходимость в составлении и согласовании ПДВ – Законом №96-ФЗ от 04.05.1999 г.
В настоящее время все чаще поднимается вопрос обращения с опасными отходами на предприятиях. По этой части в организациях разрабатывается такая документация, как паспорта отходов, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение или отчетность по образованию, обезвреживанию и размещению отходов (для малых и средних предприятий).
Паспорта отходов – это экологический документ предприятия, целью которого выступает идентификация видов образующихся отходов, их характеристика и описание, а также разработка рекомендаций по безопасному обращению с ними.
Соответственно, в материалы паспортизации входят такие данные, как
В паспортах отходов отражается основная характеристика – их класс опасности по отношению к окружающей среде, а также код, присвоенный согласно федеральному классификатору ФККО. Разрабатываются паспорта не единым документом, а на каждый вид отходов предприятия
Стоимость 1 паспорта на 1 отход может составить от 5900 рублей, а сроки разработки занимают от 3 дней и в целом зависят от готовности лабораторного анализа химического состава отхода.
Положительными сторонами данного документа является то, что он не подлежит согласованию в контролирующей организации, а лишь направляется в нее в уведомительном порядке, после чего действует на предприятии бессрочно.
Проект по отходам (ПНООЛР) входит в состав обязательной экологической документации предприятия. Он представляет собой документ, дающий полную характеристику как самим отходам, так и способам обращения с ними, устанавливает лимиты на размещение отходов, а также содержит мероприятия по уменьшению их негативного воздействия на окружающую среду.
В коммерческой организации такой проект стоит от 29900 рулей, а сроки его разработки занимаю около 30 дней.
Проект состоит из нескольких разделов, таких, как:
По окончании разработки проект по отходам подлежит согласованию в Росприроднадзор. После получения положительного заключения и утверждения рассчитанных в проекте нормативов, он действует на предприятии на протяжении пяти лет.
Отчет МСП служит своеобразной альтернативой проекта по отходам для предприятий малого и среднего бизнеса. Основное назначение данного документа – предоставление информации по образовавшимся наименованиям отходов и дальнейшему обращению с ними за календарный год.
Стоимость формирования и передачи данного вида отчетности в контролирующие организации, в среднем составляет 9900 рублей, а сроки разработки занимают от 3 дней.
В состав отчета входят такие данные, как:
Сроки передачи отчетности в различных регионах могут разнится, но в большинстве случаев отчет сдается до 15 января нового отчетного года.
Проект допустимых выбросов ПДВ регламентирует деятельность предприятия по части его воздействия на атмосферный воздух. Разрабатывается проект при наличии на объекте стационарных источников выбросов загрязняющих веществ.
Стоимость разработки проекта составляет от 49900 рублей, а сроки могут занять от 4 месяцев.
Проект также содержит несколько разделов, в состав которых входят такие сведения, как:
Проект также, как и проект по отходам, подлежит согласованию в контролирующей организации и также действует на предприятии в течении пяти лет.
Еще одним видом документации, которая может потребоваться предприятиям в составе пакета документов для тендера, является декларация по негативному воздействию на окружающую среду НВОС. Требование, на котором основывается принцип внесения платы в госбюджет за природопользование, содержится в Законе №7-ФЗ от 10.01.2002 г.
Данный вид отчетности представляет собой форму установленного образца, содержащую сведения о количестве образовавшихся вредных веществ и отходов предприятия и суммах платежей за них, вносимых природопользователем.
Стоимость формирования данного вида отчетности в специализированных организациях составляет от 4900 рублей, а сроки занимают от одного дня.
Рассчитывается плата путем перемножения объема загрязняющих веществ (отходов) с установленной для каждого из них ставкой и коэффициентом инфляции, который утверждается ежегодно. Также при расчете следует учитывать и коэффициенты, определяющие значимость региона или дополнительные коэффициенты, установленные для разных категорий загрязнителей.
Отчет по экологическим платежам сдается предприятиями ежегодно. Существуют еще и авансовые платежи, вносимые в госбюджет раз в квартал и представляющие собой четвертую часть объема платы, рассчитанного на текущий год. Авансовые платежи необходимо вносить до 20 числа месяца, следующего за окончившимся кварталом, а окончательный расчет производить до 1 марта нового года. Декларацию же о внесенных платежах сдают в срок до 10 марта нового года.
В целом, должным образом сформированный пакет документов увеличит шансы компании на успех в тендере. Это также позволит сэкономить время и финансовые затраты, которые потребовались бы на выплату заработной платы при привлечении в штат нужного специалиста, или на исправление недочетов совершенных неопытным сотрудником. В будущем пакет документов может быть использован при проверке. Это сэкономит еще сотню-другую тысяч рублей.