Краткое содержание статьи
Полный текст статьи
В связи с выходом новых методических рекомендаций МР 2.1.1.0358-24г. (далее – МР), утвержденных Главным государственным санврачом и вступившим в действие с 23 июня 2025года, у организаций возникают вопросы о необходимости вносить изменения в действующие проекты СЗЗ. С одной стороны, документ МР не является обязательным и носит рекомендательный характер. С другой стороны, практика обращений в Роспотребнадзор показывает, что служащие этого учреждения ссылаются на МР в вопросах установления СЗЗ.
Кроме этого, возникает вопрос с действующими СЗЗ предприятий, которые не успели внести сведения по ним в Росреест. Дело в том, что в соответствии с ФЗ-№477, все установленные санитарные зоны предприятий должны быть внесены в реестр ЕГРН до 1 января 2028 года. А в случае расхождения проекта с новыми МР, регулятор может потребовать внести изменения и привести в соответствие с действующей нормативной документацией.
На самом деле всего чего угодно. Введение новых методических рекомендаций, уточняющих правила подготовки проектов СЗЗ, изначально предназначалось для дополнения действующих норм, среди которых:
По сути, МР не является нормативным документом, а дополняет и разъясняет законные нормы, касающиеся порядка установления СЗЗ. Об этом также говорит письмо Роспотребнадзора №09-6241-2025-40. В этом письме указывается, что после вступления в действие методических рекомендаций, их применение допускается в части, не противоречащей действующим нормативным актам (т.е. ПП РФ№222 и СанПиН 2.2.1).
Установленные проекты СЗЗ, которые не внесены в реестр ЕГРН, признаются недействительными и аннулируются. Также, при подаче заявки на внесение санитарной зоны предприятия в ЕГРН для признания ее установленной, реестр имеет право обратиться в региональное отделение Роспотребнадзора для проверки указанных в проекте сведений. На практике такие обращения приводят к необходимости вносить изменения, а то и полностью разрабатывать новый проект СЗЗ по положениям МР 2.1.1.0358-24г. А это дело не быстрое.
Получается, что новые методические рекомендации из разряда необязательных, плавно перетекают в нормативный документ.
Методические рекомендации по установлению СЗЗ были разработаны с целью ответить на фактические спорные вопросы, с которыми сталкивались компании при разработке проектов санитарных зон. МР, помимо прочего, включает раздел об особенностях проектирования СЗЗ групп (узлов) промпредприятий, имеющих суммарное негативное влияние на общую площадку. Теперь учитывается долевой вклад в загрязнение окружающей природы и здоровье человека, позволяющий отнести такие загрязнения за конкретным собственником объекта НВОС.
Изменения, внесенные МР в проектирование СЗЗ:
Проект санитарной зоны предприятия разрабатывается один раз и не подлежит изменению при сохранении неизменности производственных процессов. На законодательном уровне предусмотрены основания, при наступлении которых компания должна внести корректировки или разработать новый проект. Одно из них – издание новых законодательных норм. И если Роспотребнадзор намерен трактовать МР как норму права, предприятия должны разрабатывать проекты СЗЗ по новым правилам.
По новым МР компания должна произвести расчет наличия оснований для разработки проекта защитной зоны, или подтвердить отсутствие таких оснований. Обоснование выполняется по результатам расчета рассеивания выбросов в атмосферу по методике, установленной приказом Минприроды №273.
В результате полученные данные анализируют и приходят к выводу:
Размер контура объекта НВОС устанавливается по регулярной сетке прямоугольной формы, на основании величины самого высокого источника выбросов по формуле 40Н*40Н, где «Н» – высота источника выбросов.
Расчет рассеивания должен выполняться как с учетом фоновых концентраций загрязнений в атмосфере, так и без них. Новые МР также внесли изменения в порядок получения информации (справки) о наличии фона. Если раннее эти данные предоставляли только официальные источники (Росгидромет), то сейчас заказать такую справку можно в аккредитованной лаборатории.
Для подтверждения отсутствия оснований разработки защитной зоны, компания должна предоставить соответствующий документ (проект) с расчетными данными, доказывающий наличие таких оснований.
Обоснование производится в соответствии с положениями, указанными в разделе IV МР.
По новым правилам организация имеет право установить контур объекта по границам эксплуатируемых зданий (сооружений), а не только по границам земельного участка. Если компания не владеет землей, а здание официально оформлено с присвоением координат, СЗЗ может быть установлено только в пределах от такого здания. Об этом сказано в п. 2.6 раздела II МР.
Характеристики контуров для разных объектов:
Корректировка понятия «контур» и установление обоснований разработки СЗЗ позволяет эффективно использовать землю, которая ранее попадала под запрет.
Методическими рекомендациями уточнен и расширен список документов, которые компания должна подготовить перед началом разработки санитарной зоны. Перечню исходных данных посвящен раздел III МР. Расширение списка документов направлено на ускорение процесса разработки проектов, так как Роспотребнадзор может запросить данную информацию, а при ее отсутствии – возвратить СЗЗ на доработку.
Какую информацию должна подготовить компания:
Также организация должна запросить специальный метеофайл, содержащий метеорологические данные и коэффициенты для расчета рассеивания при определении ПДК и ПДУ.
Определению ориентировочной СЗЗ посвящен раздел V МР. Для классификации предприятия, необходимо соотнести вид экономической деятельности с данными, указанными в СанПиН 2.2.1/2.1.1.
Алгоритм отнесения предприятия к категории и установления ориентировочной СЗЗ:
Санитарными нормами всего установлено 5 классов опасности:
Впоследствии, ориентировочная санитарная зона должна быть подтверждена наблюдениями (исследованиями) и скорректирована по их заключительному итогу (если потребуется).
Новая редакция МР предполагает проведение исследований для определения не превышения предельно-допустимой разовой концентрации ПДКмр, а также среднесуточной ПДКсс.
ПДКмр измеряется в мг/м3 и устанавливает количество вдыхаемого воздуха за период времени 30 минут. ПДКсс устанавливает количество непрерывного вдыхаемого воздуха при любом максимально-долгом периоде. Оба показателя фиксируют верхнюю планку, при которой негативного влияния на человека не будет.
Продолжительность исследований, установленная СанПиН 2.2.1 по категориям:
Новые методические рекомендации МР дополнили исследования обязательным замером параметра ПДКсс и ПДКмр. Периодичность проведения должна быть минимум 1 раз/год, но для каждого периода года. В этом случае данные параметры должны контролироваться дважды: зимой и летом.
Также теперь программы формируются и для определения физических параметров воздействия: шума и электромагнитных излучений. Исследуемые параметры соотносятся с данными ГОСТов, установленных для соответствующего оборудования, а также СанПиН 1.2.3685-21г.
В общем виде разработка проекта СЗЗ по рекомендациям МР2.1.1.0358-24г. выглядит следующим образом:
Для некоторых объектов проект СЗЗ не разрабатывается. Например, пунктом 2.6 СанПиН 2.2.1 предусмотрены санитарные разрыва для линейных объектов, таких как автостоянки, линии ж/д транспорта. Санитарные разрывы позволяют снизить воздействия на окружающую природу до параметров, установленных санитарно-гигиеническими правилами.
Если у вас остались вопросы, свяжитесь с нами. Наша компания оказывает комплексные экологические услуги. По вашей заявке проведем инвентаризацию выбросов, подготовим документы и рассчитаем проект СЗЗ, поможем зарегистрировать санитарную зону в ЕГРН. Лабораторные исследования и замеры выполняем на базе собственной аккредитованной лаборатории. Имеем все необходимые разрешительные документы.