Опасные производственные объекты (ОПО) – это такие объекты, которые в ходе производственной деятельности способны нанести ущерб здоровью и жизни человека или окружающей природной среде. Отнесение предприятий к ОПО происходит в том случае, если на производственных площадках, цехах, структурных подразделениях применяются опасные вещества, например, взрывчатые, токсичные, пожароопасные. Также в категорию опасных объектов включены предприятия, функционирующие в сфере открытых и закрытых горных работ, металлургического производства, ведения работы под избыточным давлением или с применением грузоподъемных средств и механизмов.
Профессионально и быстро внесем в Реестр Ростехнадзора ОПО любой сложности. Стоимость – от 65 т.р.
Деятельность таких объектов регламентируется Законом №116-ФЗ от 21.07.1997 г. Если опираться на содержание данного закона, то любой ОПО должен быть внесен в реестр ОПО, другими словами, пройти процедуру регистрации в уполномоченном государственном органе.
Реестр представляет собой государственную базу данных, содержащую в своем составе информацию обо всех ОПО, размещенных на территории РФ. База формируется на основании сведений, предоставленных в ходе регистрации собственниками данных объектов. Документом, регулирующим процедуру внесения данных в реестр, выступает Административный регламент Ростехнадзора №494 от 25.11.2016 года. Собственно, Ростехнадзор и выступает организацией, в обязанности которой входит постановка на учет опасного производственного объекта.
Во время процедуры внесения в реестр контролирующая организация заносит в общую базу данных ОПО всю информацию о регистрируемом объекте, присваивает ему идентификационный номер, выдает предприятию карту учета, и в конечном итоге ОПО получает свидетельство о внесении его в реестр.
Правила, в соответствии с которым происходит процедура регистрации ОПО регламентируются Постановлением правительства РФ от 24.11.1998 года №1371, с последними изменениями от 14.12.2016 года.
В масштабах государства регистрация ОПО проводится для достижения таких целей, как идентификация ОПО и сбор информации о них в единую государственную базу.
Непосредственно самому предприятию регистрация необходима для заключения договора страхования и получения страхового свидетельства, что является требованием статьи 9 Закона №116-ФЗ. Страхование невозможно без внесения предприятия в реестр ОПО.
В случаях, когда ранее предприятию не был присвоен класс опасности, процедура регистрации способствует его присвоению, что также регламентировано Законом №116-ФЗ. При этом классы опасности устанавливаются для предприятий в соответствии:
В конечном итоге постановка на учет опасного производственного объекта является исполнением требований законодательства, что исключает возможность получения штрафных санкций от контролирующих организаций во время проведения ими проверок на предприятии.
Если обратиться к статье 9.1 КоАП, то за отсутствие ОПО в реестре Ростехнадзора предприятиям грозят штрафные санкции в размере до 300 тысяч рублей.
Еще более серьезному наказанию они подвергаются, если нет страхового свидетельства, зачастую по причине отсутствия в реестре. Сумма штрафа в данном случае увеличивается до 500 тысяч рублей согласно статье 9.19.
Также и первое, и второе нарушение может обернуться для объекта и приостановлением деятельности на срок до 90 дней. Это негативно отразится не только на процессах производства продукции и получения прибыли, но и в целом на репутации предприятия на рынке услуг.
Осуществить процедуру внесения ОПО в реестр предприятие может своими силами. Тем не менее, гораздо удобнее обратиться за предоставлением данной услуги в специализированную организацию. Плюсом в данном случае выступает опытность таких компании в вопросах сбора и заполнения документов для регистрации, а также их регулярное взаимодействие с контролирующими организациями.
Внесение объекта в реестр необходимо осуществить не позднее 10 дней с момента начала его функционирования. Первым этапом регистрации выступает процесс сбора документации, необходимой для предоставления в Ростехнадзор. Основная часть документации хранится внутри предприятия и не требует обращения для получения в сторонние организации.
В первую очередь предприятием или его доверенным лицом заполняется заявление о регистрации, куда вносятся:
Далее, в состав требуемой документации войдут два экземпляра кары учета предприятия. Также в количестве двух экземплярах предоставляются данные, характеризующие ОПО.
При наличии на предприятии деятельности, описанной в пункте 4 статьи 3 Закона 116-ФЗ, формируется обоснование безопасности объекта.
Если ОПО подвергается перерегистрации, то в пакет документов войдет копия свидетельства о регистрации, полученная предприятием ранее.
Контролирующей организаций могут быть запрошены и дополнительные документы предприятия, необходимые для уточнения сведений об объекте. Например:
Собранные пакет документов передается в Ростехнадзор, где по регламенту рассматривается не более 20 рабочих дней. Процедура регистрации ОПО госпошлиной не облагается.
Помимо непосредственной регистрации, некоторым предприятиям также требуется перерегистрация ОПО. Подлежат перерегистрации, выданные ранее свидетельства о внесении предприятия в реестр ОПО. Такая процедура служит для осуществления таких целей, как обновления и дополнение сведений о существующих ОПО.
В первую очередь перерегистрации подлежат предприятиях, где произошла смена реквизитов и прочих юридических данных. Также актуализации подлежат сведения об изменении наименования предприятия.
Вторым случаем, при котором необходима перерегистрация, является присвоение класса опасности ранее зарегистрированному ОПО и не получившему его в процессе регистрации.
Еще одним следствием необходимости перерегистрации являются изменения в непосредственной структуре предприятия, относящегося к ОПО. К ним можно отнести образование в структуре новых ОПО или ликвидацию существующих.
В соответствии с последними изменениями в Законе №116-ФЗ, перерегистрация потребуется и тем предприятиям, деятельность которых описана в Приложении 1 вышеуказанного закона.
Обычно процедуру перерегистрации осуществляют в течении 10 дней с момента вступления перечисленных выше изменений в силу, хотя четко определенного законодательством срока для перерегистрации не установлено.
Изменение сведений в реестре касается не только регистрации ОПО, но также и снятия его с учета. Для этого также требуется обратиться в Ростехнадзор с соответствующим заявлением. Основаниями для исключения объекта из реестра выступает:
Если предоставленный в контролирующую организацию пакет документов для формирования базы реестра ОПО был составлен неверно, то он подается предприятием вторично. Сделать это нужно не позднее 10 дней с момента получения уведомления от Ростехнадзора о выявленных несоответствиях. Подобное уведомлению направляется собственнику ОПО в течении трех дней с момента поступления от него заявления на регистрацию объекта.