Порядок проведения инвентаризации можно определить, ссылаясь на РД 39-0147098-014-89 «Инструкцию по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу" (утв. Госкомприроды СССР, 1991 г.).
Как известно, выполнение инвентаризации является частью разработки проекта допустимых выбросов ПДВ. В свою очередь, и данный процесс можно разбить на несколько частей.
В последующем, материалы инвентаризации используются для расчёта и составления экологических проектов исследуемого объекта, таких как разработка проекта предельно допустимых выбросов ПДВ.
Поскольку выполнение инвентаризации - процесс трудоемкий, то по срокам он может занять не один день. Но и этот фактор, по большому счету, определяется масштабностью объекта, объемами производства, и, соответственно, количеством источников выбросов. В целом, сроки выполнения проекта колеблются от 15 до 35 дней, но на особо крупных объектах могут занимать и более продолжительное время.
Проект инвентаризации обычно согласуется в составе проекта ПДВ и не требует дополнительного согласования в контролирующих органах.
Что касается поэтапных затрат средств на проведение инвентаризации выбросов в атмосферу, то первым этапом в планировании затрат станет заключение договора с организацией-исполнителем проекта. Как правило, согласно типовому договору, заказчику может потребоваться до 50% оговоренной в договоре суммы уже на начальном этапе работы. Если же предприятие взялось за работу своими силами, то затраты начнутся на этапе проведения необходимых замеров при привлечении специальной аккредитованной лаборатории. Как правило, в первом варианте развития событий эти затраты уже входят в стоимость договора, заключенного с исполнителем.
На данном этапе организации следует обратить внимание и подготовить те документы и материалы, которые способны ускорить процесс инвентаризации и помочь быстро сориентироваться исполнителю. Это может быть, например, прежняя редакция проекта инвентаризации. Если предприятие проводит инвентаризацию своими силами, то также заранее можно подготовить комиссию по обследованию оборудования и очистных устройств предприятия, что позволит загодя определить как их техническое состояние, так и объем необходимых для сбора данных. На новом предприятии можно предварительно составить или заказать специализированной фирме карту-схему промплощадки.
Если предприятие масштабное, то его руководству можно заранее собрать информацию в своих структурных подразделениях. Для этого необходимо издать соответствующее распоряжение или приказ перед выполнением инвентаризации. Основная часть необходимых документов обычно содержится в отделе охраны окружающей среды, техническом отделе или бухгалтерии предприятия.