Экологическое законодательство в России продолжает меняться и совершенствоваться. В последние годы был принят целый ряд новых нормативных актов, что позволило обеспечить более жесткий контроль в области охраны атмосферного воздуха и его защиты от загрязнений. Экологическая отчетность подается природопользователями ежегодно – это позволяет отслеживать загрязнение атмосферы и не допускать бесконтрольного увеличения показателей загрязнения.
До недавнего времени основополагающим документом, используемым при расчете допустимых нормативов выбросов и сбросов, был Приказ Минприроды России от 31.12.2010 № 579, в котором был впервые приведен перечень веществ, которые требовалось нормировать. Документ был впоследствии обновлен: в 2015 году было издано Распоряжение Правительства РФ от 08.07.2015 г. № 1316-р, в котором присутствовал новый исчерпывающий перечень веществ, которые должны были присутствовать в проектах нормативов допустимых выбросов и сбросов.
В соответствии с Распоряжением № 1316-р, в перечень включены следующие группы загрязняющих веществ:
Хотя в перечень включен широкий спектр загрязнений, он оказался недостаточным. Природопользователи не раз заявляли о том, что список неполный: в нем отсутствует целый ряд достаточно широко распространённых загрязнителей природной среды, которые не могут быть включены в отчётность по причине отсутствия в основополагающем государственном списке.
Из-за этого возникало немало спорных ситуаций, которые представители государственных ведомств пытались урегулировать промежуточными мерами. Например, Письмо Росприроднадзора от 16.01.17 г. № АС-03-01-31/502 предписывало учитывать в отчетных документах сажу, оксид железа и пыль от абразивных материалов как взвешенные вещества, однако такое решение оказалось достаточно спорным. Оно неоднократно приводило к сложным ситуациям, которые заканчивались рассмотрением дела в суде.
Распоряжение Правительства РФ от 20 октября 2023 года №2909-р стало для природопользователей важным и долгожданным нормативным актом, в котором был представлен обновленный перечень загрязняющих веществ, разработанный с учетом прошлых спорных ситуаций.
В Распоряжение был включен новый список загрязнений, который, по словам разработчиков, был полностью преображен и существенно расширен. В прошлые десятилетия вещества включались в список на основе их способности к рассеиванию в воздухе. Актуализация перечня позволила включить в него новые вещества, которые раньше вызывали многочисленные спорные ситуации.
Обновленный документ, в котором представлены обновленные данные по перечню загрязняющих веществ, сможет использоваться для решения целого ряда важных задач:
Уточнение перечня загрязнений будет способствовать обновлению газоочистных установок на промышленных объектов. Выявление более интенсивного негативного влияния на атмосферу приведет к росту экологических платежей, поэтому предприятия будут заинтересованы в использовании более эффективного очистного оборудования. Это положительно отразится на состоянии атмосферного воздуха в перспективе.
С учетом того, что прошлый перечень загрязнений продолжал действовать десять лет, изменения в законы об охране природы предполагается вводить поэтапно. Распоряжение №2909-р начало действовать с 2024 года, однако пока что его действие не будет распространяться на разрешения на промышленные выбросы, которые были выданы до 1 января 2025 года. Это дает природопользователям время для обновления газоочистного оборудования, проведения новых лабораторных исследований проб загрязненного воздуха.
Действие нового Перечня загрязняющих веществ также пока не распространяется на КЭР, которые были выданы до начала 2025 года. Природопользователям 1 категории НВОС не потребуется обновлять комплексные экологические разрешения. Переходный период позволит адаптироваться к измененным требованиям в области охраны атмосферного воздуха.
Требования к охране атмосферного воздуха, природных водоемов и грунта становятся все более жесткими. Государство планомерно разрабатывает и внедряет новые требования к охране природной среды, уточняются списки загрязнений. Это позволяет более точно отслеживать деятельность предприятий и своевременно выявлять чрезмерное негативное воздействие на природу. Система экологических платежей направлена на стимулирование использования более совершенных газоочистных установок и очистных сооружений – предприятиям выгоднее обновлять защитное оборудование, чем каждый год выплачивать крупные суммы для компенсации причиненного природе вреда.
Новый перечень загрязняющих веществ стал долгожданным документом для многих природопользователей. Появилась возможность исправить неточности в отчетной документации, предотвратить спорные ситуации и необоснованные претензии представителей надзорных ведомств. Предполагается, что законодательство в области охраны природы продолжит совершенствоваться, что позволит сделать систему защиты окружающей среды в России более эффективной и современной.