Проектирование, обучение и сопровождение по экологии и охране труда
Москва
Москва
Екатеринбург
Волгоград
Казань
Краснодар
Нижний Новгород
Новороссийск
Новый Уренгой
Омск
Ростов-на-Дону
Салехард
Саратов
Тюмень
Челябинск
Ярославль
Пермь
Оренбург
Томск
info@sot1.ru +7 (499) 403-13-64
Работаем по всей России

Новый перечень загрязняющих веществ, подлежащих нормированию

Экологическое законодательство в России продолжает меняться и совершенствоваться. В последние годы был принят целый ряд новых нормативных актов, что позволило обеспечить более жесткий контроль в области охраны атмосферного воздуха и его защиты от загрязнений. Экологическая отчетность подается природопользователями ежегодно – это позволяет отслеживать загрязнение атмосферы и не допускать бесконтрольного увеличения показателей загрязнения.

Для чего составляется перечень веществ, требующих нормирования?

До недавнего времени основополагающим документом, используемым при расчете допустимых нормативов выбросов и сбросов, был Приказ Минприроды России от 31.12.2010 № 579, в котором был впервые приведен перечень веществ, которые требовалось нормировать. Документ был впоследствии обновлен: в 2015 году было издано Распоряжение Правительства РФ от 08.07.2015 г. № 1316-р, в котором присутствовал новый исчерпывающий перечень веществ, которые должны были присутствовать в проектах нормативов допустимых выбросов и сбросов.

В соответствии с Распоряжением № 1316-р, в перечень включены следующие группы загрязняющих веществ:

  • Подраздел, предусмотренный для атмосферного воздуха. В него было включено более 150 загрязняющих веществ и еще около сотни радиоактивных изотопов.
  • Подраздел, разработанный для природных водоемов. В него включено 140 видов загрязнений, а также 6 разновидностей микроорганизмов и еще 80 видов радиоактивных изотопов, способных спровоцировать радиационное загрязнение.
  • Подраздел для почв, в которой были включены почти 60 разновидностей загрязнений и еще 4 изотопа.

Хотя в перечень включен широкий спектр загрязнений, он оказался недостаточным. Природопользователи не раз заявляли о том, что список неполный: в нем отсутствует целый ряд достаточно широко распространённых загрязнителей природной среды, которые не могут быть включены в отчётность по причине отсутствия в основополагающем государственном списке.

Из-за этого возникало немало спорных ситуаций, которые представители государственных ведомств пытались урегулировать промежуточными мерами. Например, Письмо Росприроднадзора от 16.01.17 г. № АС-03-01-31/502 предписывало учитывать в отчетных документах сажу, оксид железа и пыль от абразивных материалов как взвешенные вещества, однако такое решение оказалось достаточно спорным. Оно неоднократно приводило к сложным ситуациям, которые заканчивались рассмотрением дела в суде.

Новый нормативный акт, устанавливающий актуальный перечень выбросов

Распоряжение Правительства РФ от 20 октября 2023 года №2909-р стало для природопользователей важным и долгожданным нормативным актом, в котором был представлен обновленный перечень загрязняющих веществ, разработанный с учетом прошлых спорных ситуаций.

В Распоряжение был включен новый список загрязнений, который, по словам разработчиков, был полностью преображен и существенно расширен. В прошлые десятилетия вещества включались в список на основе их способности к рассеиванию в воздухе. Актуализация перечня позволила включить в него новые вещества, которые раньше вызывали многочисленные спорные ситуации.

Значение разработки нового перечня

Обновленный документ, в котором представлены обновленные данные по перечню загрязняющих веществ, сможет использоваться для решения целого ряда важных задач:

  • Более точный и полный учет промышленных выбросов, которые поступают от предприятий в атмосферу. В перечень были включены такие загрязняющие вещества, как сажа, гидроксид натрия, пыль от использования абразивов и целый ряд других веществ, которые могут представлять серьезную угрозу для окружающей среды.
  • Более объективная оценка негативного воздействия загрязняющих веществ на атмосферный воздух. Обновление перечня загрязнений позволит понять, насколько деятельность предприятия опасна для окружающей среды.
  • Повышение результативности ПЭК – производственного экологического контроля на предприятиях 1-3 категории НВОС. Уточнение перечня загрязнений позволит получать более точную картину при исследовании проб загрязненного воздуха на территории самого предприятия и на границе его санитарной защитной зоны.
  • Уточнение экологических платежей, которые предприятия вносят для компенсации причиненного природе ущерба. Новые данные создают базу для введения обновленных нормативов. Если раньше целый ряд веществ не считался загрязнениями и соответственно не оплачивался, то сейчас картина будет меняться.

Уточнение перечня загрязнений будет способствовать обновлению газоочистных установок на промышленных объектов. Выявление более интенсивного негативного влияния на атмосферу приведет к росту экологических платежей, поэтому предприятия будут заинтересованы в использовании более эффективного очистного оборудования. Это положительно отразится на состоянии атмосферного воздуха в перспективе.

Как будут вводиться изменения в нормативные акты?

С учетом того, что прошлый перечень загрязнений продолжал действовать десять лет, изменения в законы об охране природы предполагается вводить поэтапно. Распоряжение №2909-р начало действовать с 2024 года, однако пока что его действие не будет распространяться на разрешения на промышленные выбросы, которые были выданы до 1 января 2025 года. Это дает природопользователям время для обновления газоочистного оборудования, проведения новых лабораторных исследований проб загрязненного воздуха.

Действие нового Перечня загрязняющих веществ также пока не распространяется на КЭР, которые были выданы до начала 2025 года. Природопользователям 1 категории НВОС не потребуется обновлять комплексные экологические разрешения. Переходный период позволит адаптироваться к измененным требованиям в области охраны атмосферного воздуха.

Главные цели обновления природоохранного законодательства

Требования к охране атмосферного воздуха, природных водоемов и грунта становятся все более жесткими. Государство планомерно разрабатывает и внедряет новые требования к охране природной среды, уточняются списки загрязнений. Это позволяет более точно отслеживать деятельность предприятий и своевременно выявлять чрезмерное негативное воздействие на природу. Система экологических платежей направлена на стимулирование использования более совершенных газоочистных установок и очистных сооружений – предприятиям выгоднее обновлять защитное оборудование, чем каждый год выплачивать крупные суммы для компенсации причиненного природе вреда.

Новый перечень загрязняющих веществ стал долгожданным документом для многих природопользователей. Появилась возможность исправить неточности в отчетной документации, предотвратить спорные ситуации и необоснованные претензии представителей надзорных ведомств. Предполагается, что законодательство в области охраны природы продолжит совершенствоваться, что позволит сделать систему защиты окружающей среды в России более эффективной и современной.

Другие статьи раздела “Статьи”
Меню
Заполните онлайн-форму и мы вам перезвоним!

Нажимая кнопку Вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.