Предприятия и организации, деятельность которых связана с образованием отходов медицинского характера, обязаны раз в год подавать в органы Ростехнадзора специальную форму статистического учета № 2 «Сведения об обращении с медицинскими отходами». Документ должны оформить как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели.
От подачи формы освобождены предприниматели и компании со статусом юридического лица, у которых в процессе производственной деятельности образуются только отходы класса «А» в размере не более 100 килограммов в год.
Форма утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 671-р с доработкой в 2022 году, когда введен в действие документ в новой редакции 22 июня 2022 г. № 1663-р.
Согласно требованиям документа, в случае, когда юридическое лицо располагает несколькими подразделениями в пределах одного территориального отделения Роспотребнадзора, форма заполняется на все подразделения в виде одного документа.
В случае распределения подразделений по разным территориальным образованиям на каждый из отделов составляется собственный документ об образовании и обращении медицинских отходов за предыдущий год. Его предоставляют в территориальные органы не позже первого февраля.
Для правильного оформления и своевременной подачи формы №2-ТП администрация организации должна провести определенный объем работы, этапы которого прописаны в нормативных документах. В перечень документов входят:
Вся представленная в Ф-2 информация должна быть достоверной, представленной в предусмотренном нормативными документами виде, соответствующей требованиям утвержденного правительством Положения.
Медицинские отходы образуются в процессе производства химфармпрепаратов, продажи, использования в лечебных и профилактических целях. Большинство из отходов обладают высокой степенью опасности из-за содержащихся в них активных веществ, способных воздействовать на жизненный цикл людей, животных и растений. По работе с медицинскими отходами нужно проходить обучение.
Опасность значительно увеличивается за счет химической активности многих компонентов лекарственных и сопутствующих им средств. Сложные соединения природного и искусственного происхождения могут вступать в реакцию с водой, воздухом, частицами почвы и другими лекарственными препаратами с образованием веществ, воздействие которых на окружающую среду непредсказуемо.
Классификация медицинских отходов производится согласно требованиям СанПиН 2.1.7.2790-10. Положения, прописанные в документе обязательны для выполнения юридическими лицами и частными предпринимателями, деятельность которых предусматривает появление в обращении медицинских отходов.
Всего существует 5 классов медотходов, разделенных по степени потенциального токсикологического, эпидемиологического, радиационного и иного вреда для окружающей среды, животного и растительного мира, людей.
К первому классу (А) относятся вещества, не контактирующие с биологическими жидкостями больных, в том числе пациентов с инфекционными заболеваниями. Также сюда входят использованные канцелярские принадлежности, вышедшая из употребления мебель, мусор после уборки. Ну уровне ТБО находятся пищевые отходы из пищеблоков всех медицинских учреждений, кроме отделений для работы с инфекционными и фтизиатрическими больными.
К классу Б относятся отходы, загрязненные кровью, другими физиологическими жидкостями больных людей. Сюда же относят инструменты и принадлежности, использовавшиеся в работе патологоанатомов, органы и ткани после хирургических операций. Пищевые отходы инфекционных больниц, фтизиатрических отделений, живые вакцины и лабораторные образцы, потенциально содержащие патогенные организмы.
Класс В — Отходы лабораторий 1 и 2 групп патогенности, вещества и инструменты, контактирующие с больными активными формами инфекционных заболеваний, препараты, использующиеся при работе с больными туберкулезом, а также отходы из пищеблоков.
Содержащие ртуть и другие ядовитые вещества препараты, утратившие срок годности дезинфицирующие вещества, инструменты, оборудование, использовавшиеся при дезинфекции, относятся к классу отходов Г.
Радиоактивные отходы — все вещества и препараты, инструменты. Одежда и т.д. которые при проверке на радиоактивность показали превышение допустимого уровня радиоактивного излучения любого вида.
Форма № 2 относится к документам, за которыми ведется строгий контроль со стороны Роспотребнадзора. В случае если информация в отчете не соответствует действительности, данные искажены, или неполные, нарушены сроки сдачи, то на руководство предприятия налагаются штрафные санкции. Вид и размеры первичного административного наказания прописаны в ст. 13.19 КоАП. В частности:
При выборе суммы штрафа из возможного диапазона учитывается степень вреда от образовавшихся в результате деятельности отходов, уровень несоответствия данных, субъективные факторы, например, опечатки.
При повторном нарушении сумма штрафов увеличивается до 30 – 50 и 100 – 150 тысяч рублей для каждой из категорий соответственно.
В штате крупных организаций и предприятий, занимающихся производственной и лечебной деятельностью, предполагающей образование медицинских отходов разной степени опасности, должны находиться сотрудники, ответственные за оформление и сдачу отчета. Средние и небольшие предприятия, а также частные предприниматели, работающие по тому же профилю, часто не располагают возможностью содержать расширенный штат персонала. В этом случае возникают определенные сложности с подготовкой и сдачей отчетности. Следует отметить, что проблемы с классификацией отходов и их учетом возникают и у крупных компаний.
Чтобы минимизировать риск наложения штрафных санкций со стороны государственных служб, лучше всего привлечь к составлению отчета специализированные компании. В нашем регионе — это Стандарт охраны труда и экологии. В числе предлагаемых услуг — составление и сдача отчета формы №2 в сжатые сроки и со 100% гарантией.