Проектирование, обучение и сопровождение
по экологии и охране труда

  • Екатеринбург +7(343) 206 09 30
  • Москва +7(499) 403 13 64
  • Сургут +7(3462) 64 44 57
  • Пермь +7 (342) 299 47 06
  • Новосибирск +7(383) 381 40 52
  • Омск +7(3812) 34 25 09
  • Красноярск +7(391) 203 03 39
  • Челябинск +7(351) 751 30 65

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Как правильно составить Положение по расследованию причин инцидентов?

Общие сведения о ПРИ и необходимость его разработки.

Опасные производственные объекты неспроста носят название «опасных», так как на них вполне возможно возникновение аварий и других непредвиденных ситуаций.  Деятельность таких объектов затрагивает разработку большого количества документов, в том числе  разрабатывается и положение о расследовании причин возникающих инцидентов (ПРИ).

Документ разрабатывается предприятиями, законодательно отнесенными к опасным производственным объектам. Он регламентирует порядок расследования причин возникающих инцидентов, а также содержит их анализ.

Разработка организациями положения регламентирована законодательством РФ. В основе предъявляемых требований лежит статья 11 Закона №116-ФЗ от 21.07.1997 г., а также Приказ Ростехнадзора №480 от 19.08.2011 г.

Если опираться на содержание вышеуказанного Приказа №480, расследования возникающих инцидентов и их причин, а также анализ сложившейся ситуации необходимо отражать в специализированном документе, которым и является ПРИ. Положение в обязательном порядке утверждается руководителем организации, эксплуатирующей объект, и в дальнейшем согласовывается по месту своего расположения с территориальным отделением Ростехнадзора. Без согласования в указанной организации положение не действительно.

Кому и для чего необходима разработка ПРИ?

Составляется Положение для всех зарегистрированных в государственном реестре объектов вне зависимости от присвоенного им класса опасности и организационно-правовой формы. Если опираться на содержание п.1 ст.9 Закона №116-ФЗ, то объекту необходимо:

  • принимать непосредственное участие в расследовании произошедших на нем инцидентов,
  • анализировать причины возникновения внештатных ситуаций и устранять последствия их возникновения,
  • регистрировать все произошедшие на объекте инциденты.
  • в случае возникновения ЧС на объекте, относящемся к ОПО, в обязательном порядке о сложившейся на нем ситуации необходимо сообщать и в контролирующую организацию.

Такие сведения передаются ежегодно в территориальный орган Ростехнадзора и содержат в себе данные о количестве и характере произошедших инцидентов, а также сведения об анализе причин и предпринятых мер по устранению последствий. Соответственно, всю информацию для контролирующей организации можно получить из верно составленного положения по расследованию причин инцидентов, что значительно упрощает работу специалистов объекта. В случае возникновения аварии владельцам опасных объектов также необходимо сообщить о ней в контролирующую организацию в течение суток с момента ее возникновения  (согласно Приказу №480).

Содержание порядка расследования не установлено законодательно. Тем не менее, его необходимость также отражена и в статье 8 ТК РФ.

Без разработанного и согласованного Порядка невозможно получение лицензии на эксплуатацию ОПО.

Какие документы входят в состав Положения по инцидентам?

Положение по инцидентам устанавливает форму необходимых при расследовании документов. Документ должен содержать в себе:

  1. Установленную форму акта, регламентирующего определение причин инцидента. Информация, содержащаяся в акте должна отражать такие сведения, как:
    • дата и место возникновения инцидента;
    • причины его возникновения и сопутствующие обстоятельства;
    • принятые организацией меры по его ликвидации;
    • данные о продолжительности простоя предприятия и понесенном им ущербе; включая информацию об ущербе, нанесенном окружающей природной среде;
    • данные о мероприятиях, направленных на устранение причиненного ущерба.
  2. Установленную форму журнала учета инцидентов. В данном журнале необходимо регистрировать такие сведения, как:
    • дата и место возникновения инцидента;
    • продолжительность простоя предприятия;
    • экономический ущерб, понесенный предприятием и нанесенный окружающей среде;
    • сведения о предпринятых мерах по ликвидации последствий причиненного ущерба с отметкой об их выполнении.
  3. Порядок, в котором должен быть проинформирован о произошедшем на предприятии инциденте территориальный орган Ростехнадзора. В него войдут данные о:
    • количестве и характере возникших инцидентов;
    • анализ причин, следствием которых стало возникновение инцидента;
    • перечень мер, принятых для устранения сложившейся ситуации.

Содержание Положения по расследованию инцидентов.

Содержание Положения ПРИ довольно информативное и  охватывает такие разделы, как:

    • вводная часть, содержащая термины и наименования нормативных документов, используемых при разработке;
    • раздел «общие положения» -  содержит данные о разработчике документа и целях, преследуемых при его разработке;
    • данные о порядке работы комиссий, привлеченных к техническому расследованию причин инцидентов (данные о составе комиссии, цели расследования инцидента, результатах проведенного расследования, а также данные о передаче оперативного обращения о возникшей ситуации;
    • порядок, регламентирующий составление, анализ и учет материалов проеденного расследования (материалы расследования, результаты, сведения о произошедших на ОПО инцидентах);
    • данные, характеризующие ОПО.

Далее следуют приложения, в составе которых главным образом отражаются:

    • способы и порядок информирования о произошедшей внештатной ситуации,
    • данные об авариях на объекте химически и взрывоопасном, на трубопроводе и т.п.;
    • форма протокола осмотра места возникновения инцидента;
    • форма протокола опроса очевидцев инцидента;
    • журнал учета произошедших внештатных ситуаций.

Кто может составить положение по расследованию инцидентов?

Для разработки Положения предприятий, отнесенных к ОПО, как правило, обращаются к услугам специализированной организации. Сотруднику, не имеющему опыта и достаточного знания законодательных требований, бывает трудно разобраться во всех тонкостях разрабатываемой документации, а также успешно пройти процедуру согласования Положения в контролирующей организации. Специалистам, ежедневно сталкивающимся с подобными задачами, гораздо легче избежать всех ошибок и недочетов, возникающих при разработке документации ОПО.

В среднем, сроки для составления Положения занимают 5 дней, но согласование данного документа может продлиться целый месяц. Стоимость в среднем составляет от 30000 рублей и определяется, главным образом, объемом производственной деятельности ОПО.

Какие документы необходимо предоставить разработчикам?

Для составления Положения предприятию необходимо предоставить разработчику определенный пакет документов, в состав которого входят:

    • описание структуры предприятия и его штатное расписание;
    • приказы о назначении ответственных лиц по видам надзора;
    • приказы о назначении лиц, несущих ответственность за проведение производственного контроля;
    • содержание должностных инструкций, регламентирующих обязанности ответственных лиц;
    • документы, регламентирующие деятельность ОПО – карта учета, сведения, характеризующие опасный объект, а также данные регистрации объекта в госорганах.

За  достоверность представленной разработчику информации ответственность полностью ложится на руководителя ОПО.

Особенности разработки.

Существуют также и некоторые особенности, регламентирующие разработку Положения. Так, например, если организацией эксплуатируются ОПО, расположенные в разных субъектах РФ, то для каждого из них ПРИ разрабатывается отдельно в количестве одного экземпляра на каждую организацию.

При разработке также учитывается и специфика производственной деятельности исследуемого объекта.

Ответственность за отсутствие Положения.

Не все организации, эксплуатирующие ОПО, знают о необходимости разработки такого документа, как ПРИ. Некоторые и вовсе узнают о его необходимости только из предписаний контролирующих органов, выданных в ходе осуществления ими проверки соблюдения на объекте законодательных требований. А  в то же самое время, отсутствие положения по расследованиям причин инцидентов на опасном объекте может обернуться для него значительным штрафом согласно статье 9.1 «Кодекса об административных правонарушениях», и составить от 200 до 300 тысяч рублей.

Please publish modules in offcanvas position.

Яндекс.Метрика