Оформление и сдача технической отчетности — процедура обязательная для многих предприятий, в их число входят все юридические и физические лица, чья деятельность приводит, в частности, к образованию отходов, вне зависимости от того, какой уровень опасности они представляют, в диапазон входят 1-5 классы.
Утверждение нормативов лимитов по отходам производится с периодичностью раз в 5 лет, однако, для того, чтобы данный документ был действителен на протяжении указанного временного отрезка, необходимо ежегодно сдавать техническую отчетность, оговоренную законодательством. В ней подтверждается, что исходные условия, актуальные на момент утверждения величины лимитов, действуют и в настоящее время.
Основной документ, предоставляемый региональное представительство Государственного Природного Надзора — это технический отчет по обращению с отходами. Он может быть составлен в электронном виде и выслан по сети Интернет или же в бумажном — почтовым отправлением с уведомлением. В последнем случае датой представления будет считаться день, когда он поступило в контролирующую организацию.
В документе указываются сведения о размещении хозяйствующего субъекта, а также отходах, которые он образует в результате своей деятельности или принимает на хранение от третьих лиц. Они подразделяются по категориям: размещенные, обезвреженные, использованные, данные суммируются по каждому структурному подразделению, если таковые имеются в наличии, или по индивидуальному предпринимателю или компании в целом. Целями составления технического отчета по обращению с отходами являются:
Для того, чтобы отчет был принят без запросов дополнительной документации, рекомендуется приложить к нему оригиналы справки, составленной по количеству отходов, переданных на размещение на полигонах или в прочих местах утилизации, а также документа на утверждение и выделение лимитов по размещению отходов. Кроме этого, полезно приложить к отчетной документации копии договоров на перевозку или хранение отходов, заключенных со сторонними организациями. Следует напомнить, что все компании, которым будет осуществлена передача на хранение или утилизацию, должны иметь соответствующие лицензии, копии которых должны прилагаться к договорам.
Еще один документ, представлять который необходимо ежегодно — техотчет о неизменности производственного процесса. Он подтверждает, что в течение всего периода, за который подается отчетность, на предприятии не была изменена технология производства и состав используемого сырья, то есть, условия для образования отходов остались неизменными. В противном случае вся документация составляется заново, производятся соответствующие замеры и испытания, разрабатывается проект, производятся согласования и утверждения в контролирующих органах. К отчету прилагаются документы перечень которых составляется для каждого предприятия в индивидуальном порядке.
Данный вид отчетности может быть выслан почтой, если его оформление произведено на бумажных носителях, или электронной почтой — в виде файла с электронной подписью. Следует помнить, что технический отчет о неизменности производственного процесса — документ, который носит уведомительный характер, и потому контролирующие органы не вправе отправить его на рассмотрение: если он составлен в соответствии со всем нормативами, делается отметка о его сдаче, если есть нарушения — отправляется адресату с указанием недоделок и требованием их исправления. К сожалению, некоторые контролирующие органы переоценивают свои полномочия и утверждают, что для принятия отчета требуется его согласование, но это не соответствует требованиям, указанным в законодательстве. Периодичность сдачи технического отчета о неизменности производственного процесса определяется как один раз в календарный год, при этом отсчет ведется не с 1 января, а с того момента, когда было выдано и утверждено разрешение на размещение лимитов. На этот счет существует определенная судебная практика, подтверждающая законность указанного порядка. если же сроки подачи отчетности нарушены, составляется протокол об административном правонарушении, согласно которому назначается штраф, размер которого варьируется достаточно широко и зависит в первую очередь, от юридической формы хозяйствования субъекта.