В настоящее время в сложившихся условиях финансовой нестабильности, многим действующим предприятиям приходится на практике знакомиться с популярным сейчас термином - «оптимизация». Суть данного определения заключается в уменьшении производственных затрат с целью сохранения финансовой устойчивости компании. Наиболее распространенным вариантом оптимизации является сокращение фонда заработной платы путем передачи определенных процессов на сопровождение специализированным организациям (аутсорсинг).
В чем преимущества данной услуги?
Наиболее востребованной услугой является сопровождение по охране труда: сервисное, абонентское, частичное и т.д. Это объясняется тем, что трудовое законодательство (ст.217 ТК РФ) не обязывает небольшие организации (численностью менее 50 сотрудников) в обязательном порядке иметь штатного специалиста в данной области деятельности. Вторым, весомым аргументом в пользу принятия решения о привлечении сторонней компании является экономия денежных средств предприятия. Финансовая целесообразность аутсорсинга обусловлена следующими преимуществами:
- Отсутствие затрат на создание рабочего места для штатного специалиста.
- Отсутствие отчислений в пенсионный фонд, а также выплат иных социальных льгот и гарантий.
- Стоимость услуг привлекаемой организации как правило меньше заработной платы штатного специалиста.
- Экономия времени руководителя:
- нет необходимости в подборе кандидатов и проведении собеседований с ними;
- удобство контроля за результатами работы обслуживающей организации (конкретный объем работ и фиксированный уровень вознаграждения прописываются в договоре).
Какие дополнительные преимущества предполагает абонентское (сервисное) обслуживание по охране труда?
- Услуги по сервисному обслуживанию оказываются в непрерывном режиме (договором на оказание услуг не предусматриваются отпуска, больничные листы и т.д.).
- Профессионализм и опыт работы специалистов обслуживающей организации позволяет им сразу включиться в работу, в то время как штатному работнику, как правило, нужно время на ознакомление со спецификой и особенностями предприятия.
- После заключения договора на сервисное обслуживание, ответственность за ОТ несет привлекаемая компания.
- Всесторонние и исчерпывающие консультации по ОТ и всем сопутствующим вопросам (юридические разъяснения при издании локальных документов, помощь экономистов при привлечении средств ФСС для компенсации определенных мероприятий).
Основные критерии благонадежности компании, предлагающей данную услугу.
- Аккредитация в Министерстве труда РФ.
- Высококвалифицированный штатный состав специалистов и солидный опыт работы.
- Положительные отзывы от обслуживаемых предприятий.
В настоящее время можно легко купить любую услугу по ОТ. Какие есть варианты организации абонентского сопровождения в данной области?
- Комплексная оценка (аудит) текущего состояния ОТ.
- выявление несоответствий (недоработок) реализуемой стратегии по созданию и обеспечению безопасных условий для работы персонала, действующей законодательной базе;
- разработка перечня консультативных рекомендаций для дальнейшей самостоятельной корректировки.
- Полное либо фрагментарное составление документации по ОТ.
- подготовка всей необходимой документации в соответствии с потребностями Заказчика;
- предоставление методических рекомендаций по дальнейшему применению разработанных документов.
- Частичное обслуживание. Помощь в реализации определенной части мероприятий по ОТ разового либо периодического характера (подготовка к проведению медицинских обследований персонала, помощь при проведении спецоценки и т.д.).
- Комплексное (всестороннее) сопровождение по ОТ.
- реализация и отладка всех процессов ОТ на предприятии;
- разработка документации, своевременная корректировка и ее поддержание в актуальном (действенном) состоянии;
- представление интересов собственника компании при взаимодействии с надзорными органами;
- полный контроль за функционированием выстроенной системы ОТ на предприятии (качество и своевременность проведения инструктажей, выдача работникам СИЗ, организационная деятельность по аттестации персонала, контроль за исполнением работниками требований инструкций и необходимых правил);
- организация и полное координирование процедур по выяснению причин, случаев повреждения здоровья сотрудников подлежащих расследованию и учету;
- проведение проверок текущего технического состояния производственного оборудования;
- выдача предписаний линейным руководителям предприятия в случае обнаружения нарушений норм и требований ОТ.
По каким параметрам оценивается итоговая стоимость предоставления данной услуги?
- Размер организации - заказчика:
- количественный состав персонала и количества наименований профессий;
- наличие удаленных производственных площадок, структурных подразделений.
- Состояние ОТ на предприятии на текущий момент (наличие разработанных и действующих документов).
- Сложность и травмоопасность производственных процессов и используемого оборудования.
- Наличие в штате компании обученных сотрудников (ОТ, пожарно-технический минимум, электробезопасность).
Установленные законодательством штрафы для предприятий, на которых не ведется охрана труда.
Статьей 5.27.1. КоАП РФ определяются следующие размеры административных взысканий:
- Для предприятий, на которых не соблюдаются установленные нормы безопасности:
- от 50000 до 80000 рублей.
- Для предприятий, не проводящих медосмотры работников, либо допускающих до работы необученный персонал:
- от 110000 до 130000 рублей.
- Для предприятий, на которых работникам не выдается спецодежда и иные полагающиеся СИЗ:
- от 130000 до 150000 рублей.
Также не следует забывать, что помимо административного наказания, работодателям, не обеспечивающим безопасность своих подчиненных во время работы, также может грозить и уголовная ответственность, в зависимости от тяжести и последствий произошедших случаев производственного травмирования работников.
Хронологическая последовательность этапов комплексного (полного) сервисного обслуживания
- Определение курса политики предприятия в сфере ОТ.
- составление и утверждение плана работ по ОТ;
- обучение руководящего состава предприятия;
- подготовка полного комплекта документации (ОТ, ПБ, ЭБ);
- Реализация мероприятий, определяемых установленной на предприятии системой ОТ.
- проведение всех видов инструктирования;
- аттестация персонала;
- медосмотры работников;
- проверки технического состояния оборудования;
- контроль за соблюдением работниками требований ОТ.
- Контроль за актуальностью и правомочностью системы охраны предприятия и ее постоянное совершенствование.
- консультации по ОТ;
- повышение уровня знаний персонала в области ОТ;
- профилактика травматизма;
- составление и ведение отчетности.