Проектирование, обучение и сопровождение по экологии и охране труда
Москва
Москва
Екатеринбург
Волгоград
Казань
Краснодар
Нижний Новгород
Новороссийск
Новый Уренгой
Омск
Ростов-на-Дону
Салехард
Саратов
Тюмень
Челябинск
Ярославль
info@sot1.ru +7 (499) 403-13-64
Работаем по всей России

Как зарегистрировать опасный производственный объект?

Опасный производственный объект (ОПО) – это производственное подразделение (участок, цех, агрегат) предприятия, функционирование которого сопряжено с вероятностью возникновения и дальнейшего неконтролируемого развития аварийной ситуации.

Предприятия, владеющие данными объектами, в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности» (№ 116-ФЗ), должны обязательно проходить процедуру их регистрации.

Регистрация опасного производственного объекта (ОПО) – это одна из множества стадий исполнения нормативных требований, относительно промышленной безопасности. Столь требовательное отношение законодательства обуславливается тем, что возникающие на них аварии зачастую влекут за собой многочисленные человеческие жертвы и невосполнимый урон окружающей среде.

Какие производственные объекты считаются опасными?

Под определение ОПО подпадают производственные подразделения либо предприятия в целом, на которых:

  1. Осуществляется производство, хранение, транспортировка либо переработка легковоспламеняющихся, горючих и взрывоопасных веществ в жидком или газообразном состоянии.
  2. Эксплуатируются агрегаты, функционирующие под избыточным давлением (> 0,07 МПа).
  3. Применяются грузоподъемные механизмы, имеющие стационарное исполнение.
  4. Производятся и транспортируются расплавленные металлы.
  5. Производится добыча и выемка полезных ископаемых.

Существующая классификация ОПО и предъявляемые к ним требования

Чрезвычайно опасные объекты - I класс. В отношении данных объектов устанавливается режим постоянного государственного надзора, и предъявляются самые жесткие требования безопасности:

  • ежегодное плановое проведение проверок надзорными ведомствами;
  • необходимость разработки декларации промышленной безопасности;
  • разработка и внедрение и своевременная актуализации системы управления промышленной безопасностью;
  • наличие плана ликвидации аварий и положения о расследовании инцидентов (ПЛА, ПРИ)

Объекты высокой опасности - II класс.

  • устанавливаемые требования безопасности аналогичны требованиям, предъявляемым к объектам 1 класса опасности, за исключением режима постоянного госнадзора.

Объекты средней опасности - III класс.

  • необходимость наличия декларации промышленной безопасности и Положения о системе управления промышленной безопасностью отсутствует;
  • частота проведения плановых контролирующих мероприятий (проверок) не превышает одного раза в три года.

Объекты низкой опасности - IV класс.

  • проведение плановых проверок для данных опасных объектов не предусматривается;
  • необходимость информирования территориальных органов Ростехнадзора о вводе в эксплуатацию объектов взрывоопасной, пожароопасной либо химически опасной направленности.

Что представляет собой процесс регистрации ОПО?

Если коротко описать весь процесс регистрации опасных объектов, то это формирование и подготовка необходимого пакета документации. Порядок осуществления данной процедуры регламентирован Постановлением правительства РФ № 1371, Федеральным законом № 116 - ФЗ и приказом Ростехнадзора № 495 от 25.11.2016 г. Подготовив нужные документы, эксплуатирующая организация передает их в Ростехнадзор и ожидает результатов их проверки. Итогом будет являться получение свидетельства о регистрации ОПО либо возврат документов на доработку.

За кажущейся простотой вышеописанной процедуры кроется целый ряд серьезных организационных моментов, а именно:

  • Необходимость безошибочной реализации каждой подготовительной стадии процесса регистрации, которыми являются:
    • индентификация ОПО- проводимая эксплуатирующей организацией процедура анализа документации с целью выявления и количества опасных объектов;
    • классифицирование ОПО - определение класса опасности для выявленных объектов;
    • разработка карт учета - компоновка сопроводительных документов, характеризующих идентифицированные ОПО;
    • комплектование и отправка документации - непрерывное и тесное взаимодействие с Ростехнадзором, в течение всей процедуры согласования.
  • Необходимость регистрации опасных объектов в территориальных органах Ростехнадзора непосредственно по месту их функционирования.

Данное требование также может вызывать затруднения. Потому как многие компании  имеют структуру осуществления деятельности, выходящую за пределы своего региона. Они не всегда имеют возможность осуществления оперативной и безошибочной реализации процесса регистрации опасного производственного объекта. Как правило, это связано с недостаточностью (опытных в данном вопросе) специалистов на местах и отсутствием отлаженного взаимодействия с местными представителями надзорных ведомств.

  • Ограниченность ненаказуемых сроков, отводимых законодательством на регистрацию опасных объектов.

Чтобы избежать административного наказания, собственникам ОПО необходимо в десятидневный срок со дня ввода объекта в работу подать заявление о его регистрации, приложив полный комплект сопроводительных документов. При этом нужно учитывать, что специалисты Ростехнадзора будут анализировать представленные документы в течение 20 дней. В случае выявления недоработок в переданной документации двадцатидневный срок проверки документации начнет свое новое исчисление при ее повторной подаче после устранения собственником ОПО всех недочетов.

Также, отсутствие у собственника свидетельства о регистрации делает невозможным процесс лицензирования. В свою очередь это также может повлечь серьезные административные взыскания.

Учитывая многозадачность и ограниченность во времени, многие предприятия предпочитают заказать комплексную услугу по регистрации ОПО, обратившись к специализированным организациям. В этом случае заказчик гарантировано получает положительный результат в заранее оговоренные сроки и за адекватную стоимость. Цена данной услуги существенно меньше весьма вероятных материальных потерь, обусловленных административными штрафами. Следует помнить, что возникновение аварии на незарегистрированном, но все же функционирующем ОПО, повлекшая человеческие жертвы, в одночасье может заменить для собственника административную ответственность на уголовную.

Когда может потребоваться перерегистрация ОПО?

Процесс перерегистрации опасных объектов означает изменение сведений, содержащихся в государственном реестре ОПО. Это может понадобиться в следующих случаях:

  • Опасный объект зарегистрирован до вступления в силу Федерального закона № 22-ФЗ от 04.03.2013г. и соответственно не имеет установленного и присвоенного класса опасности.
  • Изменение данных о собственнике объекта (наименование, реквизиты и т.п.).
  • Изменение технико-экономического уровня ОПО (техническое перевооружение, изменение технологий и т.д.).

Процедура перерегистрации (обусловленная присвоением класса опасности) особенно актуальна для владельцев объектов низкой опасности. Объясняется это тем, что для применения объектов 4 класса опасности не требуется лицензия, а также не предусматривается их плановых проверок со стороны Ростехнадзора.

Периодичность проверок для остальных ОПО также варьируется в зависимости от их классов опасности.

На что следует обратить внимание?

22 февраля 2017 года президент РФ подписал Федеральный закон № 22-ФЗ вносящий поправки в Федеральный закон «О промбезопасности» № 196-ФЗ. Согласно вступающих в силу с 25.03.2017 года изменений, объектам, на которых эксплуатируется газозаправочное оборудование для автомобильного транспорта, необходимо пройти процедуру перерегистрации. Связано это с тем, что на основании новых поправок, вышеуказанным ОПО должен быть присвоен IV класс опасности (взамен III).

Какие документы следует приложить к заявлению о регистрации ОПО?

  • Документы, служащие основанием для деятельности юридического лица (реквизиты, контакты и т.д.).
  • Карты учета на каждый идентифицированный ОПО в двух экземплярах.
  • Характеристика на каждый опасный объект в двух экземплярах.
  • Основные параметры производственных и технологических структур предприятия.
  • План - схемы размещения производственных мощностей предприятия.
  • Данные о количестве применяемых (расходуемых) опасных веществ.
  • Поясняющее изложение осуществляемых технологических операциях.
  • Имеющаяся разрешительная документация на агрегаты и установки, являющиеся частью регистрируемого объекта.

Наиболее частые причины возврата подаваемых документов на доработку

  • Неверная идентификация (не все опасные объекты определены).
  • Неправильно установлен класс опасности идентифицированных ОПО.
  • Недостаточно подробно изложены описания характеристик опасностей на объекте и производственной деятельности предприятия в целом.
  • Необходима разъяснительная информация, уточняющая месторасположение.
  • Отсутствие законных прав на владение опасным объектом.

Какие виды административного воздействия могут применяться к владельцам незарегистрированных (не перерегистрированных) опасных объектов?

Кодекс об административных правонарушениях включает в себя сразу несколько статей за несоблюдение требований промышленной безопасности. Если в ходе проверки будут обнаружены эксплуатируемые, но не прошедшие своевременную регистрацию опасных производственных объектов, то в отношении предприятия, либо ответственных должностных лиц будет применена статья 9.1. КоАП РФ:

  • Выявление фактов несоблюдения норм промбезопасности в области ОПО, предусматривает наложение штрафа:
    • на должностных лиц - от 20000 до 30000 рублей (либо отстранение от занимаемой должности на срок от полугода до одного года);
    • на предприятия - от 200000 до 300000 рублей (либо принудительное трехмесячное приостановление деятельности).
  • В случае усмотрения грубых нарушений в данной области:
    • на должностных лиц - от 40000 до 50000 рублей (либо лишение права занимать должность от 1 года до 2 лет);
    • на предприятия - от 500000 до 1000000 рублей (либо трехмесячное приостановление деятельности).

Также, не пройденная процедура регистрации ОПО, автоматически влечет за собой еще одно административное правонарушение. Статья 9.19. предусматривает наказание за отсутствие страхового полиса гражданской ответственности (невозможно получить без свидетельства о регистрации опасного объекта) владельцев объектов, а именно:

    • На ответственных должностных лиц предприятия - от 15000 до 20000 рублей;
    • На организации - от 300000 до 500000 рублей.
Другие статьи раздела “Статьи”
Меню
Заполните онлайн-форму и мы вам перезвоним!

Нажимая кнопку Вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.