Проектирование, обучение и сопровождение
по экологии и охране труда

  • Екатеринбург +7(343) 206 09 30
  • Москва +7(499) 403 13 64
  • Сургут +7(3462) 64 44 57
  • Пермь +7 (342) 299 47 06
  • Новосибирск +7(383) 381 40 52
  • Омск +7(3812) 34 25 09
  • Красноярск +7(391) 203 03 39
  • Челябинск +7(351) 751 30 65

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Этапы разработки плана ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС).

 ПЛАС (план ликвидации аварийных ситуаций) – это документ, где выявляются наиболее вероятные сценарии возникновения и развития аварий. В нем оценивается уровень подготовленности предприятия к скорейшей ликвидации данных ситуаций в условиях конкретной производственной обстановки.

ПЛАС обязателен для всех предприятий, имеющих химически- и взрывопожароопасные объекты (№ 116-ФЗ). На таких производствах развитие аварийных ситуаций теоретически сопряжено с выбросами горючих и опасных по своему химическому составу веществ, представляющих угрозу для жизни людей и окружающей среды.

Для каких целей разрабатывается?

  1. Установление регламента поведения работников предприятия и аварийных формирований при устранении аварийной ситуации, на каждом этапе ее развития.
  2. Выявление наиболее оперативных и безопасных методов предотвращения всех потенциально-возможных нештатных ситуаций.
  3. Оценка эффективности и достаточности, утвержденных и функционирующих на предприятии мер по предупреждению вероятных аварий.
  4. Составление перечня противоаварийных мероприятий, а также мероприятий, снижающих разрушительные последствия аварий.

При разработке ПЛАС производственным предприятиям необходимо учитывать, что для каждого опасного объекта либо его составляющих (объединенных по административному либо технологическому принципу) необходим индивидуальный план ликвидации аварийных ситуаций, сугубо конкретизированный под каждый из имеющихся опасных производственных объектов.

Установленная структурная форма.

  1. Титульный лист.
  2. Содержание.
  3. Оперативная часть уровня «А».
  4. Оперативная часть уровня «Б».
  5. Последовательный порядок извещения о возникновении аварии.
  6. Иерархическая схема последовательности осведомления должностных лиц, организаций и формирований, подлежащих обязательному оповещению диспетчером предприятия о происхождении чрезвычайной ситуации.
  7. Инструкция по безопасному приостановлению технологических операций предприятия.
  8. Обязанности руководства, ответственных должностных лиц и производственного персонала предприятия по предупреждению и предотвращению нештатных ситуаций.
  9. Перечень технических приспособлений, материалов, инструмента и СИЗ, необходимых для устранения аварийных ситуаций.
  10. Расчетно-пояснительная записка к ПЛАС, оформляемая в виде отдельного документа.

Содержание оперативной части уровня «А».

Оперативная часть уровня «А» составляется отдельно для каждого технологического блока опасного производственного объекта с целью управления действиями, в условиях аварийной ситуации:

  • работников ОПО;
  • аттестованных аварийно-спасательных формирований (НАСФ), образуемых из числа производственных сотрудников предприятия;
  • профессиональных спасательных служб (согласующих ПЛАС), обязательное привлечение которых, предусмотрено в случае возникновения аварийной ситуации.

В оперативную часть уровня «А» должны входить следующие разделы:

  1. Комплектность технического оснащения блока, с указанием его назначения и границ.
  2. Краткое аналитическое описание потенциальных опасностей блока.
  3. Характеристика уровня негативного воздействия опасных веществ блока на человеческий организм и применяемые работниками СИЗ с определением степеней их опасности.
  4. Определение размеров зон поражающего воздействия наиболее разрушительного сценария развития аварийной ситуации.
  5. Схема технологического оснащения блока ОПО, включающая в себя план размещения основного оборудования.
  6. Порядок оперативного взаимодействия работников предприятия, членов аттестованных НАСФ и ведомственных аварийных служб, в установленном порядке привлекаемых к устранению аварий.

Требуемый формат оформления оперативной части «А» - таблица.

Содержание оперативной части  уровня «Б».

Оперативная часть уровня «Б» составляется с целью установления согласованной координированности совместных действий всех участников ликвидации аварии (включая пожарные и медицинские подразделения).

Регламентированный порядок действий, определяемый оперативной частью уровня «Б» охватывает следующие направления:

  • оперативная ликвидация непосредственно самой аварийной ситуации;
  • способы упреждения дальнейшего развития аварийной ситуации и ее распространения за границы территории предприятия;
  • спасение и оперативная эвакуация людей из аварийной зоны.

В оперативную часть уровня «Б» должна входить ситуационная схема, содержащая следующие разделы:

  1. Месторасположение опасного объекта, с указанием точки возникновения аварийной ситуации.
  2. Границы распространения разрушающего (поражающего) воздействия аварии.
  3. Месторасположение иных производственных и гражданских объектов находящихся в потенциально опасной зоне поражения.
  4. Пути эвакуации людей и схемы подъезда, перемещения и установки специальной спасательной техники.

Порядок извещения о происхождении аварийной ситуации.

Данный раздел оформляется в виде таблицы и представляет собой схематическую последовательность оповещения об аварии должностных лиц и ведомственных структур в установленном иерархическом порядке. В эту часть ПЛАС должны включаться следующие сведения:

  1. Название оповещаемой организации.
  2. Должность извещаемого лица.
  3. Контактные номера телефонов.

Последовательность безопасного останова технологических операций предприятия

Этот раздел ориентирован на установление требований к последовательности действий работников опасных объектов, при возникновении следующих нештатных ситуаций:

  1. При отсутствии подачи:
    • промышленного водоснабжения;
    • электрической энергии;
    • перерабатываемых сырья и материалов;
    • инертных газов.
  2. Происхождение неконтролируемых горений, не имеющих отношения к аварийным ситуациям на опасных объектах.
  3. Аварийные ситуации на близлежащих объектах, представляющих потенциальную угрозу провоцирования аварии на рассматриваемом опасном объекте.

Обязанности ответственных должностных лиц предприятия.

Уровень «А»

Ответственное лицо - начальник цеха (установки, блока, участка), а в случае его отсутствия, либо до момента его прибытия непосредственно на место аварийной ситуации - руководитель отделения (сменный мастер и т.п.).

Обязанности:

  1. Извещение персонала и гражданского населения о возникновении аварии.
  2. Перекрытие подходов к месту аварии.
  3. Эвакуация персонала, на задействованного в устранении аварии.
  4. Осуществления контроля за действиями лиц, участвующих в ликвидации аварийной ситуации.
  5. Передача сведений руководству предприятия и ведомственным спасательным формированиям о ходе спасательных мероприятий.

Уровень «Б»

Ответственное лицо - технический руководитель предприятия, а до момента его прибытия на место аварии диспетчер предприятия.

Обязанности:

  1. Координация работы командного пункта (оперативного штаба).
  2. Издание оперативных распоряжений участникам ликвидации аварии, и контроль за их своевременным исполнением.
  3. Установление приоритетности и очередности мероприятий по ликвидации аварийной ситуации.
  4. Своевременное обеспечение наличия дополнительных устройств, агрегатов и запасов веществ, обеспечивающих необходимые условия жизнедеятельности в аварийной обстановке.
  5. Оперативное распределение и перераспределение обязанностей между участниками ликвидации аварии.
  6. Организация своевременной доставки к месту аварии необходимых технических приспособлений, материалов и СИЗ.

Технические средства, применяемые для устранения аварий

В данный раздел, оформляемый в виде таблицы, включается:

  1. Рассчитанное количество и указание мест складирования необходимых материально - технических ресурсов, требующихся для реализации первоочередных работ в зоне аварийной ситуации.
  2. Необходимый резерв СИЗ с определением мест их размещения.
  3. Размещение запасов средств нейтрализации и обезвреживания опасных веществ.

Процедура согласования, утверждения, пересмотра и продления.

Согласование.

План ликвидации аварий требует обязательного согласования с руководством спасательных организаций. Необходимость их привлечения к устранению нештатных ситуаций зафиксирована в оперативной части ПЛАС.

Утверждение.

Утверждение ПЛАС производится после его согласования, специалистом предприятия, должностной функционал которого включает в себя обеспечение безаварийной и бесперебойной работы опасного производственного объекта. Началом действия плана ликвидации аварийных ситуаций является издание соответствующего приказа по предприятию. Приказ о вводе в действие издается после получения предприятием положительного результата экспертизы промбезопасности в соответствии с требованием Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14.11.2013 № 538.

Пересмотр и корректировка.

Установленная законодателем периодичность пересмотра планов ликвидации аварий составляет 1 раз в 5 лет.

Внеплановый пересмотр Плана ликвидации необходим в случаях:

  • технологического перевооружения объектов предприятия,
  • а также в случае замены аппаратуры, метрологического обеспечения и АСУТП.

Срок, отведенный на внесение изменений и доработок, составляет 30 календарных дней. Все вносимые в действующий план доработки требуют прохождения экспертизы промбезопасности в установленном действующим законодательством порядке. Вносимые доработки и корректировки действующих планов подлежат обязательному изучению должностными лицами и персоналом предприятий, а также сотрудниками аварийных формирований.

Завершающим этапом изменения плана является проведение внеочередного инструктирования производственного персонала предприятия.

Продление.

Продление срока действия осуществляется путем проведения процедуры его переутверждения без необходимости повторного проведения экспертизы промбезопасности. Это справедливо в случае, если опасный производственный объект предприятия в течение прошедших 5 лет не претерпевал изменений.

Чем грозит владельцам отсутствие плана?

Нарушение требований промбезопасности в соответствии со статьей 9.1. КоАП РФ предполагает наложение административных штрафов:

  1. На граждан - от 2000 до 3000 рублей.
  2. На должностных лиц предприятий (владельцев ОПО) - от 20000 до 30000 рублей, либо дисквалификация сроком от 6 до 12 месяцев.
  3. На юридических лиц - от 200000 до 300000 рублей, либо принудительная приостановка их функционирования сроком до 90 суток.

Грубые нарушения в области промбезопасности могут повлечь за собой наложение штрафов в следующих эквивалентах:

  1. На должностных лиц - от 40000 до 50000 рублей.
  2. На предприятия - от 500000 до 1000000 рублей.

Please publish modules in offcanvas position.

Яндекс.Метрика