Организация производственного экологического контроля (ПЭК) – обязанность, возложенная на объекты I, II и III категорий НВОС согласно ст. 67 Закона №7-ФЗ от 10.01.2002 г.
Стоимость разработки и сдачи отчета варьируется в зависимости от категории предприятия и начинается от 15000 рублей. Сроки – от 3 дней.
Данный вид контроля направлен на формирование системы регулярного мониторинга состояния окружающей среды и ее изменений под воздействием деятельности производственных объектов. Он предполагает организацию наблюдений за качеством атмосферного воздуха, водных объектов, а также за процессами обращения с отходами.
Осуществляется за счет сил и средств самих природопользователей в соответствии с программой, которая разрабатывается по требованиям Приказа Минприроды РФ №74 от 28.02.2018 г. Результаты выполненных исследований и мероприятий ежегодно, в срок до 25 марта, предоставляются в надзорные органы в виде отчета, форма которого утверждена Приказом Минприроды РФ №261 от 14.06.2018 г.
Рассматриваемый документ может быть сформирован:
При обращении в специализированную компанию стоимость отчета составит от 15000 рублей. Сроки займут от 3 дней в зависимости от масштаба деятельности природопользователя и объема предоставляемой в нем информации. Преимуществами данного варианта являются:
Прежде всего, данный комплекс мероприятий необходимо регулярно осуществлять на предприятии, что позволит оценить степень его воздействия на окружающую среду.
Перечень мероприятий определяется на основании программы производственного экологического контроля, разрабатываемой природопользователями по требованиям Приказа Минприроды РФ №74 от 28.02.2018 г. Данный документ содержит сведения об инвентаризации источников воздействия на окружающую среду, перечни контролируемых показателей, планы-графики и программы наблюдений, информацию о распределении ответственности между сотрудниками и руководством производственного объекта.
В первую очередь, рассматриваемый вид контроля предполагает проведение инструментальных измерений, для чего может потребоваться привлечение аккредитованных лабораторий. Стоит учесть, что в организации данного вида работ могут быть задействованы только лаборатории, имеющие аккредитацию в национальной системе аккредитации. В отдельных случаях контроль может производится и расчетными методами.
Помимо организации наблюдений за состоянием природной среды, регулярный производственный контроль позволяет:
Кроме того, результаты являются платежной базой для исчисления экологических платежей.
Ответственность за разработку программы, выполнение указанных в ней мероприятий и формирование итоговой отчетной документации полностью возлагается на руководителя предприятия.
Ранее содержание отчетности регламентировалось только ст. 67 Закона №7-ФЗ, а представляемая в ее составе информация оформлялась в произвольной форме в соответствии с законодательными требованиями.
На данный момент форма утверждена Приказом Минприроды РФ №261 от 14.06.2018 г. Основываясь на его содержании, отчет условно можно разделить на две части: первая содержит общую информацию об объекте исследования, вторая – результаты оценки его воздействия на атмосферный воздух, водные объекты, область управления отходами. В соответствии с требованиями вышеуказанного Приказа №261, необходимая информация оформляется в виде таблиц.
Общая информация об объекте отражается на титульном листе Он содержит отметку о согласовании документа, сведения об ответственном за его формирование лице, наименование юридического лица и объекта НВОС, данные о местоположении объекта;
В первый раздел входят данные о полном и сокращенном наименовании объекта, его месторасположении, информация о руководителе, коды статистики, данные постановки на госучет объектов НВОС, список ответственных лиц и их контактная информация, перечень применяемых технологий, информация о привлекаемых и собственных лабораториях.
Итоги организованных в течение года в рамках производственного контроля мероприятий войдут во вторую часть отчета в составе нижеперечисленных разделов.
Раздел содержит:
Данные раздел включает:
В раздел включаются данные о предоставлении соответствующей информации в контролирующую организацию с указанием срока.
Порядок оформления отчета и его предоставления в надзорные органы регламентируется Приказом Минприроды РФ №74 от 28.02.2018 г.
В соответствии с вышеуказанным документом, отчетность формируется в двух экземплярах, один из которых передается в контролирующий орган, зависящий от уровня поднадзорности объекта НВОС, второй хранится непосредственно на объекте.
Заверяется отчет руководителем объекта исследования или уполномоченным лицом, назначенным руководителем.
Рассматриваемый документ может быть оформлен и передан в надзорные органы в бумажном варианте с приложенной электронной версией, направлен почтой с уведомлением о вручении, либо предоставлен в электронном виде с обязательным заверением усиленной электронно-цифровой подписью.
Отчет предоставляется по окончании года, в срок не позднее 25 марта.
Ответственность может наступать в случае:
Размер штрафных санкций в перечисленных случаях регламентируется статьей 8.5 КоАП и составляет:
Кроме того, ответственность может возникнуть согласно статье 8.1 КоАП за неисполнение действующими предприятиями установленных природоохранным законодательством требований. Размер штрафа в данном случае может составить: