Негативное воздействие на окружающую среду сопровождает многие виды хозяйственной деятельности человека. Существует комплекс природоохранных мер, призванных поддерживать текущее состояние экологии на прежнем уровне, для их финансирование предусмотрен, в частности, сбор платежей за НВОС — негативное воздействие на окружающую среду. Взимается эта плата не по факту причинения вреда в результате аварии или внепланового выброса, а в текущем режиме деятельности предприятия. Согласно законодательству, плательщиками данных сборов являются физические и юридические лица, деятельность которых связана с отрицательным влиянием на окружающую среду. Она может выражаться в загрязнении вод (подземных или поверхностных), атмосферного воздуха, размещении отходов производственной деятельности и прочих факторах. Плательщиками являются не только предприятия, деятельность которых связана с потенциально опасными веществами, но и офисные учреждения, объекты образования и культуры и прочие.
Несмотря на внесение данных платежей, предприятие по-прежнему несет ответственность за прочие побочные действия своей работы, то есть обязано выполнять все необходимые природоохранные мероприятия, а также, активно участвовать в процессе ликвидации экстремальных ситуаций, связанных с экологией и производством, выплачивать штрафы за их возникновение.
Для производства расчетов по данному виду сборов существует специальный регламент, описанный в законодательстве. Согласно ему, предприятие или компания может выбрать один из вариантов расчета платы. Существует два типа основных норм, расчеты по ним производятся способами, указанными ниже. Расчет платежей за негативное воздействие на окружающую среду НВОС проводится в соответствии с экологическими нормами и учитывает как степень воздействия вредоносных факторов, так и величину их безопасного уровня. Плата по базовым нормативам осуществляется по каждому загрязняющему веществу в отдельности, их состав и уровень должен содержаться в документации предприятия, без которой оно не может вести законную деятельность (ПНООЛР, ПДВ, НДС).
Для каждого региона и вида деятельности экологи разработали свои поправочные коэффициенты, они и используются при расчете размер платы для конкретного предприятия. Они учитывают географическое местоположение объекта, климатические особенности местности, наличие культурных и исторических объектов, а также социально-экономические показатели. Плата за НВОС может меняться год от года, учитываю инфляционную составляющую.
В целом, процедура осуществляется следующим образом: определяются актуальные для данного производства виды выбросов и загрязняющих веществ и по каждому из них выбираются установленные экологическим законодательством нормативы. По каждому нормативу производится отдельный расчет — показатель умножается на поправочные коэффициенты, указанные выше, значения которых берутся из справочника. Полученные по каждому веществу ставки платы суммируется, полученное значение и будет составлять величину платежа для конкретного предприятия.
Предприятие имеет право выбрать и такой вариант, как рассчитывать и платить за НВОС по установленным для него лимитам согласно проекта ПНООЛР. Для того, чтобы им воспользоваться, оно должно иметь разрешение на загрязнение окружающей среды и утвержденные на него лимиты. Если данная процедура пройдена, компания оплачивает не все производственные выбросы, а только те, что будут составлять разницу между лимитами и предельно допустимыми. В пределах этих лимитов предприятие вносит плату НВОС с коэффициентом 0,2.
По каждому виду загрязняющих веществ проводится отдельный расчет: определяется масса фактического выброса, ее значение сравнивается с лимитами, актуальными для предприятия. Полученные по каждому компоненту цифры суммируются. Для многих компаний этот вариант является более выгодным, однако, стоит помнить, что если лимиты выбросов не установлены или истек срок действия соглашений, все загрязнения учитываются как сверхлимитные, после чего плата за НВОС резко и ощутимо возрастает.
При формировании отчета для оплаты НВОС учитываются не только отходы, но и выбросы и сбросы. Для уменьшения суммы оплаты негативного воздействия на окружающую среду разрабатываются соответственно проекты: ПНООЛР (проект нормативов), ПДВ (проект допустимых выбросов), НДС (нормативы допустимых сбросов). Конечно, проекты обходятся дорого, но еще дороже обходится их не делать. Экономия при расчете платы за НВОС оказывается очень значительной.
Вся сумма денежных средств, которую предприятие тратит на внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду согласно налоговому законодательству, может быть включена в себестоимость выпускаемой продукции, если же допустимый предел превышается, отчисления производятся исключительно за счет прибыли компании.
Расчет платежей производится один раз в три месяца, соответственно устанавливается и их периодичность. За несоблюдение сроков отчетности и уплаты законом предусмотрена определенная ответственность, могут быть назначены штрафы и предписания на устранение существующих нарушений.
Составление отчета для внесения платы за НВОС требует определенных знаний и умений. Чтобы избежать лишней нервотрепки, значительное число компаний (особенно небольших) предпочитают воспользоваться услугами профессионалов. Компания Стандарт охраны труда и экологии поможет решить вопросы по НВОС любой сложности. Вы можете оставить заявку прямо сейчас на сайте или позвонить эксперту.
Расчет суммы платы по объекту негативного воздействия | |||||||||||||||||||||||
Раздел 4. Фактическое размещение отходов производства и потребления | |||||||||||||||||||||||
Лимит на размещение отходов от | № | ||||||||||||||||||||||
Регистрационный номер объекта негативного воздействия | |||||||||||||||||||||||
(в случае его присвоения) | |||||||||||||||||||||||
Наименование объекта негативного воздействия | |||||||||||||||||||||||
Адрес фактического местонахождения объекта | |||||||||||||||||||||||
негативного воздействия | |||||||||||||||||||||||
Характеристика объекта размещения отходов: | Находится в пределах промышленной зоны | V | Находится за пределами промышленной зоны | ||||||||||||||||||||
источника негативного воздействия | источника негативного воздействия | ||||||||||||||||||||||
Является специализированным полигоном | V | Не является специализированным полигоном | |||||||||||||||||||||
(промышленной площадкой), оборудованным в | (промышленной площадкой), оборудованным в | ||||||||||||||||||||||
соответствии с установленными требованиями | соответствии с установленными требованиями | ||||||||||||||||||||||
№ п/п |
Наим. отхода | Код по ФККО |
Единица измерения | Класс опас. для окруж. среды | Установ- ленный лимит на разме- щение отходов | Факт. масса отходов, кот. размещ. собствен- ником с начала года нарастаю- щим итогом в пред. уст. лимита |
Факт. масса отходов, кот. размещ. собствен- ником с начала года нарастаю- щим итогом сверх устан. лимита |
Движение отходов, образованных в отчетном периоде | |||||||||||||||
образовалось за отчетный период в собств. производстве |
поступления отходов из других организаций, в том числе с переходом права собственности в отчетном периоде |
использовано (утилизировано) в отчетном периоде, в том числе с привлечением специализи- рованных организаций |
обезврежено в отчетном периоде, в том числе с привлечени- ем специали- зированных организаций |
передано другим организациям с переходом права собствен- ности |
передано другим организа- циям для размещения (при наличии договора о конечном размещении отходов) | ||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | ||||||||||
1 | отходы (мусор) от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений | 73710001725 | т | 5 | 0 | 0 | 32,34 | 32,34 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | ||||||||||
Итого: | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | |||||||||||||
Достоверность и полноту сведений, указанных на данной странице, подтверждаю: | |||||||||||||||||||||||
(подпись) | цифрами: день, месяц, год |
Расчет суммы платы по объекту негативного воздействия | ||||||||||||||||||||||||||
Раздел 2. Фактические выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами | ||||||||||||||||||||||||||
код ОКАТО | 7 | 1 | 8 | 7 | 4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |||||||||||||||
№ п/п |
Вид топлива |
Фактическое количество израсх. топлива, тонн |
Единица измерения | Норматив платы, руб./тонну, тыс. куб. Метров |
Коэф. экол. значимости |
Допол. коэффициент 2 | Допол. коэффициент 1,2 | Коэф., учит. инфляцию |
Сумма платы, всего, руб. |
|||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||||||||
1 | Бензин неэтилированный | 0,645 | т | 1,3 | 1,2 | 1 | 1 | 2,45 | 2,47 | |||||||||||||||||
Итого: | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | 2,47 | ||||||||||||||||||
Достоверность и полноту сведений, указанных на данной странице, подтверждаю: | ||||||||||||||||||||||||||
(подпись) | цифрами: день, месяц, год | |||||||||||||||||||||||||
Раздел 4. Фактическое размещение отходов производства и потребления, лист 2 | |||||||||||||||||||||||||
Размещено в отчетном периоде |
В том числе: | Масса отходов, кот. были фактич. исп-ны (утил-ны) в теч. 3 л. с момента размещения в собств. произв. или перед-х для исп-я |
Норматив платы за размеще-ние отходов в пред. устан. лимита, руб./тонн |
Коэф. к нормативу платы за размеще-ние отходов в пред. устан. лимита | Коэф. экол. знач. | Доп. коэф. 2 | Коэф., учит. инфл. | Коэф. места расп. объекта разм. отходов | Сумма платы: за разм. отходов |
Сумма платы, всего: | |||||||||||||||
в пред. устан. лимита | сверх устан. лимита | ||||||||||||||||||||||||
в пред. устан. лимита | сверх устан. лимита | ||||||||||||||||||||||||
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | |||||||||||||
32,34 | 0 | 32,34 | 0 | 8 | 5 | 1,2 | 2 | 2,45 | 1 | 0,00 | 7606,37 | 7606,37 | отходы (мусор) от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений | ||||||||||||
Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | 0,00 | 7606,37 | 7606,37 | |||||||||||||
Достоверность и полноту сведений, указанных на данной странице, подтверждаю: | |||||||||||||||||||||||||
(подпись) | цифрами: день, месяц, год |