Что можно сказать Положении о порядке проведения технического расследования причин инцидентов и их учета на опасном производственном объекте (ПРИ)? Это порядок идентификации первопричин и инцидентов с целью их регистрации, определения виновных должностных лиц и составления мероприятий по упреждению таких ситуаций.
Обязанность по разработке данного положения определяется Федеральным законом «О промышленной безопасности ОПО» № 116-ФЗ. К предприятиям, эксплуатирующим опасные производственные объекты, предъявляются следующие требования:
- Проведение анализа обстоятельств при аварии на опасном объекте предприятия.
- Проведение профилактических процедур по минимизации количества подобных (повторных) инцидентов.
- Осуществление документальной регистрации нештатных условий и обстоятельств возникающих на объекте.
- Отчетное осведомление структур государственного управления о количестве аварийных случаев на опасном объекте, их причинах и мероприятиях по их локализации и устранению.
Также обязанность владельцев ОПО по составлению ПРИ установлена статьей 32 Приказа Ростехнадзора № 480 от 19.08.2011г.
На какие организации распространяется требование о разработке положения?
Утвержденное и согласованное «Положение о расследовании инцидентов» должно быть у каждого предприятия, имеющего опасный производственный объект, независимо от присвоенного ему класса опасности.
Какие задачи призвано решать положение?
- Исполнение законодательных требований РФ касающихся обеспечения защищенности общества от аварий и инцидентов на опасном объекте.
- Документальная систематизация и регулирование мероприятий по выявлению и анализу факторов спровоцировавших аварийную ситуацию.
- Деятельное и эффективное соучастие в расследовании причин инцидентов совместно с государственными ведомствами.
- Детекция всех первопричин и условий возникновения нештатных ситуаций и производственных травм работников на производственном объекте с целью предупреждения повторного происхождения подобных инцидентов.
- Установление размера фактических материальных потерь работодателя (предприятия), иного ущерба созданного аварией на объекте, а также перечня лиц, причастных к формированию факторов побудивших возникновение аварийной ситуации.
- Аналитический учет и регистрация всех опасных техногенный происшествий на эксплуатируемом ОПО.
- Описание конкретных действий ориентированных на максимально возможное снижение вероятности происхождения подобных и иных потенциально вероятных нештатных ситуаций.
Список разделов и их краткое содержание, раскрывающее структуру документа.
- Ключевые информационно - теоретические понятия.
- Список нормативно-правовых актов, требования которых учитываются при составлении Положения.
- Вводные положения:
- введение, цели, задачи и область действия настоящего Положения;
- сведения о разработчике Положения (должностное лицо организации, отвечающее за осуществление производственного контроля на ОПО).
- Употребляемая терминология.
- Определение списка категорий аварийных ситуаций и инцидентов.
- Прогнозирование потенциально возможных вариаций происхождения аварий на опасном объекте и схемы их наиболее вероятного распространения.
- Классификация производственных травм персонала ОПО, которые может повлечь за собой возникновение, либо неконтролируемое развитие аварийной ситуации.
- Регламент комиссионной работы должностных лиц по расследованию происшествий на ОПО и установлению достоверных причин их возникновения.
- Условия, позволяющие сохранить обстановку инцидента в первоначальном виде.
- Правила фиксации (фото, видеосъемка) и документирования (план - схемы, эскизы, протоколы) обстановки на месте аварии.
- Порядок совместных действий с ведомственными аварийными службами.
- Порядок опроса должностных лиц и свидетелей инцидента.
- Изучение документации по техобслуживанию вышедших из строя технических систем и оборудования опасного объекта.
- Алгоритм привлечения сторонних экспертов и специалистов для проведения необходимых технических расчетов и лабораторных исследований.
- Последовательность проверки исполнения персоналом всех установленных требований безопасности:
- осуществление производственного контроля;
- правильность эксплуатации оборудования;
- обеспечение и правильность применения индивидуальных и коллективных средств защиты;
- проверка степени соответствия технологических процессов требованиям проектной документации.
- Предварительное установление размеров материального ущерба, в том числе упущенную выгоду и масштабы негативного воздействия на окружающую среду.
- Порядок учета, аналитического исследования и регистрации итогов расследований происшествий.
- Правила определения конкретного перечня материалов расследования в зависимости от характера наступившего инцидента.
- Документальное оформление результатов расследования.
- Разработка и реализация перечня мер, направленных на оперативное устранение последствий произошедшего инцидента и упреждение аналогичных ситуации.
- Порядок рассылки результатов расследования службам и органам, принимавшим участие в работе комиссии.
- Приложения к «Положению о расследовании инцидентов»:
- Приложение № 1 - применяемые методики передачи экстренных оперативных сообщений об авариях на ОПО;
- Приложение № 2 - образец незамедлительного оповещения о групповых, тяжелых и смертельных случаях повреждения здоровья персонала вследствие нештатной ситуации на ОПО;
- Приложение № 3 - форма акта технического выявления причин происшествий на опасном объекте;
- Приложение № 4 - процессуальные документы расследования причин инцидентов:
- план - схема места возникновения аварийной ситуации;
- документированные результаты опросов свидетелей и ответственных специалистов предприятия.
- Приложение № 5 - журнал учета инцидентов произошедших на ОПО в котором указываются:
- место и дата происшествия;
- описание и спровоцировавшие инцидент факторы;
- время вынужденного простоя технологических процессов и оборудования объекта;
- установленные виновники возникновения инцидента;
- материальный ущерб предприятия и размеры оказанного негативного влияние на окружающую среду;
- разработанные, комиссией по расследованию, мероприятия по ликвидации источников аварийной ситуации с указанием отметки об их реализации.
Порядок разработки, утверждения и согласования «Положения о расследовании инцидентов».
Действующее законодательство РФ, регулирующее сферу промышленной безопасности, устанавливает требование к наличию ПРИ на каждом предприятии, не воспрещая при этом привлекать к его разработке сторонние организации. Самостоятельное составление ПРИ зачастую вызывают сложности у предприятий. Возможность обращения за разработкой Положения к специализированным компаниям обладает следующими преимуществами:
- Экономия материальных ресурсов предприятия. Услуга по разработке Положения, за весьма умеренную стоимость (от 25 тысяч рублей), избавит предприятие от взысканий со стороны надзорных организаций. Размеры штрафов, за нарушения в области промышленной безопасности, могут составлять суммы в десятки раз превышающие затраты на разработку ПРИ.
- Значительная экономия времени. Заказав специалистам разработку ПРИ, предприятие – заказчик может быть в уверенности получения качественного результата в заранее оговоренные сроки. Процедура составления Положения, как правило, занимает от 14 дней. Также следует учитывать, что по окончании разработки, ПРИ требует согласования с территориальным органом Ростехнадзора. Регламентом РТН, специалистам ведомства отводится 1 месяц на проверку подаваемых Положений. В случае если, представленное в Ростехнадзор, Положение будет иметь несоответствия, установленным требованиям, оно возвращается на доработку. После корректировки, процедура согласования длительностью 30 дней соответственно повторится, поэтому самостоятельная разработка ПРИ зачастую очень затягивается на стадии согласования, а порой и вовсе не реализуется. Предпоследняя стадия – утверждение Положения (перед его направлением на согласование в РТН). Это процесс его подписания специалистом, отвечающим за производственный контроль, и руководителем предприятия.
Установленная форма отчетности для предприятий эксплуатирующих ОПО.
Владельцы опасных производственных объектов, в процессе работы которых имели место происшествия, связанные с возникновением аварийных ситуаций, обязаны не реже одного раза в квартал предоставлять в органы Ростехнадзора нижеперечисленные отчетные данные:
- Количество возникших аварийных ситуаций за отчетный период.
- Поясняющая характеристика произошедших инцидентов.
- Установленные комиссией первопричины возникновения инцидентов.
- Перечень упреждающих мероприятий, ориентированных на минимизацию случаев возникновения аналогичных ситуаций.
Какая ответственность предусматривается законодательством за отсутствие положения?
Предприятия, эксплуатирующие ОПО, без утвержденного и согласованного Ростехнадзором «Положения о расследовании инцидентов» несут ответственность за несоблюдение установленных требований промышленной безопасности, согласно статьи 9.1 КоАП РФ. Данная статья Кодекса об Административных Нарушениях устанавливает следующие размеры штрафов:
- За однократное нарушение требований промбезопасности:
- на граждан - от 2000 до 3000 рублей;
- на ответственных лиц предприятий и владельцев ОПО (руководителей) - от 20000 до 30000 рублей, либо дисквалификация на срок от 6 до 12 месяцев;
- на организации, имеющие обособленное имущество - от 200000 до 300000 рублей, либо принудительное временное прекращение деятельности сроком до 3 месяцев.
- За повторное, аналогичное несоблюдение требований промышленной безопасности:
- на должностных лиц - от 40000 до 50000 рублей, либо временное лишение права занимать должность сроком от 1 года до 2 лет;
- на юридических лиц - от 500000 до 1000000 рублей, либо приостановление производственной деятельности предприятии на срок до 90 суток.