Опасные производственные объекты неспроста носят название «опасных», так как на них вполне возможно возникновение аварий и других непредвиденных ситуаций. Деятельность таких объектов затрагивает разработку большого количества документов, в том числе разрабатывается и положение о расследовании причин возникающих инцидентов (ПРИ).
Документ разрабатывается предприятиями, законодательно отнесенными к опасным производственным объектам. Он регламентирует порядок расследования причин возникающих инцидентов, а также содержит их анализ.
Разработка организациями положения регламентирована законодательством РФ. В основе предъявляемых требований лежит статья 11 Закона №116-ФЗ от 21.07.1997 г., а также Приказ Ростехнадзора №480 от 19.08.2011 г.
Если опираться на содержание вышеуказанного Приказа №480, расследования возникающих инцидентов и их причин, а также анализ сложившейся ситуации необходимо отражать в специализированном документе, которым и является ПРИ. Положение в обязательном порядке утверждается руководителем организации, эксплуатирующей объект, и в дальнейшем согласовывается по месту своего расположения с территориальным отделением Ростехнадзора. Без согласования в указанной организации положение не действительно.
Составляется Положение для всех зарегистрированных в государственном реестре объектов вне зависимости от присвоенного им класса опасности и организационно-правовой формы. Если опираться на содержание п.1 ст.9 Закона №116-ФЗ, то объекту необходимо:
Такие сведения передаются ежегодно в территориальный орган Ростехнадзора и содержат в себе данные о количестве и характере произошедших инцидентов, а также сведения об анализе причин и предпринятых мер по устранению последствий. Соответственно, всю информацию для контролирующей организации можно получить из верно составленного положения по расследованию причин инцидентов, что значительно упрощает работу специалистов объекта. В случае возникновения аварии владельцам опасных объектов также необходимо сообщить о ней в контролирующую организацию в течение суток с момента ее возникновения (согласно Приказу №480).
Содержание порядка расследования не установлено законодательно. Тем не менее, его необходимость также отражена и в статье 8 ТК РФ.
Без разработанного и согласованного Порядка невозможно получение лицензии на эксплуатацию ОПО.
Положение по инцидентам устанавливает форму необходимых при расследовании документов. Документ должен содержать в себе:
Содержание Положения ПРИ довольно информативное и охватывает такие разделы, как:
Далее следуют приложения, в составе которых главным образом отражаются:
Для разработки Положения предприятий, отнесенных к ОПО, как правило, обращаются к услугам специализированной организации. Сотруднику, не имеющему опыта и достаточного знания законодательных требований, бывает трудно разобраться во всех тонкостях разрабатываемой документации, а также успешно пройти процедуру согласования Положения в контролирующей организации. Специалистам, ежедневно сталкивающимся с подобными задачами, гораздо легче избежать всех ошибок и недочетов, возникающих при разработке документации ОПО.
В среднем, сроки для составления Положения занимают 5 дней, но согласование данного документа может продлиться целый месяц. Стоимость в среднем составляет от 30000 рублей и определяется, главным образом, объемом производственной деятельности ОПО.
Для составления Положения предприятию необходимо предоставить разработчику определенный пакет документов, в состав которого входят:
За достоверность представленной разработчику информации ответственность полностью ложится на руководителя ОПО.
Существуют также и некоторые особенности, регламентирующие разработку Положения. Так, например, если организацией эксплуатируются ОПО, расположенные в разных субъектах РФ, то для каждого из них ПРИ разрабатывается отдельно в количестве одного экземпляра на каждую организацию.
При разработке также учитывается и специфика производственной деятельности исследуемого объекта.
Не все организации, эксплуатирующие ОПО, знают о необходимости разработки такого документа, как ПРИ. Некоторые и вовсе узнают о его необходимости только из предписаний контролирующих органов, выданных в ходе осуществления ими проверки соблюдения на объекте законодательных требований. А в то же самое время, отсутствие положения по расследованиям причин инцидентов на опасном объекте может обернуться для него значительным штрафом согласно статье 9.1 «Кодекса об административных правонарушениях», и составить от 200 до 300 тысяч рублей.