Сроки и порядок оформления ППК воды.
Ответственность за производственный контроль качества воды на предприятии возлагается на работодателя. Поэтому, для создания рабочей программы издается приказ о назначении лиц, ответственных за разработку и выполнение ППК воды.
План программы производственного контроля качества воды.
В рабочую программу ППК воды, утверждаемые органом местного самоуправления, включают следующие документы.
- Пояснительную записку:
- информацию о предприятии (наименование, вид деятельности, структура, численность работников и т.п.);
- паспорт водопровода;
- данные об источниках и технологиях подготовки воды, применяемых химреагентах (гигиенические за-ключения, сертификаты на них);
- сведения о транспортировке и перенаправлении воды;
- основания выбора химических веществ, контролируемые параметры бактериального (вирусного, парази-тарного) загрязнения, радиационной безопасности;
- аттестация и готовность производственной лаборатории, в т.ч. отделений (химического и микробиологи-ческого) к проведению работ;
- подготовка сооружений по подготовке (распределению) питьевой воды в соответствие с требованиями нормативов;
- план мероприятий по улучшению технологии (разработке новых) по водоподготовке, а также план меро-приятий по ликвидации аварийных ситуаций и системы оповещения органов РПН и местного самоуправления.
- Перечень показателей, которые различаются в зависимости от объектов контроля (водоисточник, очи-щенная или питьевая вода и т.п.).
- Список методик определения показателей при разработке программы (включающих информацию о ме-тоде, шифр ГОСТ или РД, предел и погрешность определения), а также методики, рекомендуемые при прове-дении больших исследований (при необходимости).
- План пунктов отбора ПВ для анализа и периодичность их отбора. ПВ в обязательном порядке должны отбираться из водозаборов в следующих пунктах:
- очистки — перед подачей воды в сеть (распределительную);
- разбора воды — сети водопровода (наружной и внутренней).
- Графики отбора проб и проведения исследования. По каждому источнику указывается количество ПВ и периодичность их отбора.
- Другие сведения.
Программа должна включать в себя перечень официально изданных санитарных правил, касающихся дея-тельности предприятия. Перечисление всех известных нормативных актов является излишним, достаточно только тех, которые касаются непосредственно деятельности предприятия. Кстати, этот перечень можно узнать в органах РПН.
Приложения ППК воды.
Еще несколько обязательных разделов рабочей программы качества воды (они могут быть оформлены, как приложения):
- список должностных лиц, ответственных за производственный контроль на предприятии;
- список должностей и профессий работников предприятия, которые должны (периодически) проходить медосмотры и оформлять медицинскую книжку;
- перечень аварийных ситуаций, создающих угрозу санитарно-эпидемиологической безопасности, и тре-бующие оповещения населения, а также органов государственной власти, местного самоуправления, Роспот-ребнадзора, МЧС и др.
Согласование ППК воды.
Правильно оформленная ППК воды обязательно должна пройти согласование в Роспотребнадзоре. Срок действия ППК воды не более 5-ти лет. Однако, при различных изменениях в работе предприятии в программу должны вноситься соответствующие изменения (по согласованию с органами РПН).
Отчет о проведении производственного контроля предоставляется органам Роспотребнадзора (по их требо-ванию) по согласованным формам и в согласованные сроки.
Отчет составляется на основе систематического проведения указанных в РП мероприятий. Результаты этих мероприятий заносятся в соответствующие журналы, протоколы измерений, графики и т.п.
Сроки разработки ППК воды.
Разработка рабочей программы качества воды занимает обычно от нескольких месяцев до года (включая ла-бораторные исследования). Срок разработки отчета зависит от сложности предприятия, квалификации работ-ников, систематического проведения соответствующих мероприятий, а также от регулярности ведения доку-ментации РП.
Поэтому намного проще и, в конечном счете, дешевле поручить разработку и согласование ППК качества воды специализированной организации. Это намного быстрее и, не только гарантирует предприятию отсутст-вие проблем (проще говоря, штрафов) с органами надзора, но и поможет предприятию улучшить свою деятель-ность. Например, при разработке РП на предприятии могут быть выявлены неизвестные вредные и опасные факторы производства, а также предложены мероприятия по их снижению и устранению.
Состав отчета по РП.
Отчет разрабатывается в произвольной форме и может содержать следующие разделы: оргработа, результа-ты ПК за отчетный период (лабораторные анализы, протоколы, графики и т.п.), мероприятия по результатам ПК, оценка результативности и эффективности ПК и др.
Содержание отчета РП зависит от направления деятельности предприятия, организации. Естественно, отчет водоканала, например, будет сильно отличаться от отчета сельсовета.
Но есть и общие критерии. Сюда входит:
- наличие документации, содержащей порядок и периодичность РП, лабораторных исследований и изме-рений;
- наличие производственной документации, показывающей фактическое проведение РП (журналы, отче-ты, протоколы и т.п.);
- квалификация и практическая подготовка специалистов и персонала;
- своевременность и точность оформления документации, достаточный объем лабораторных исследова-ний, а также результаты этих исследований;
- оснащение и оборудование лаборатории, производящей исследования и замеры, ее аккредитация в соот-ветствующих областях, наличие аттестованных методик контроля, квалификация персонала и т.п.;
- отсутствие нарушений санитарных правил и норм.
Проблемные места.
При разработке отчета следует обратить внимание на следующие показатели:
- результаты лабораторных исследований и анализов (отсутствие нарушений);
- качество и регулярность заполнения журналов РП. Это — как общие журналы контроля мероприятий, так и специальные, например, журнал отбора проб, журнал показателей качества воды и т.п.;
- наличие предписаний органов контроля, их выполнения и отчетов по выполнению.
Использование программного обеспечения.
Основную часть отчета в большинстве случаев выполняет человек. Поэтому при разработке отчета по РП большое значение имеет человеческий фактор.
Программ по РП немного, их качество оставляет желать лучшего. Никакая программа не заменит регуляр-ное ведение документации (журналов, графиков), лабораторные исследования, отбор проб и т.п.
А вот вычисления, статистика, компоновка полученных результатов и т.п. — это программа. Например, про-граммы позволяют произвести расчеты и сформировать отчетность по таким разделам:
- оплата за воздействие на окружающую среду;
- анализ показателей качества воды, наличия вредных химических веществ, бактерий, общего микробного числа и т.д. и т.п.;
- анализ и разработка мероприятий по снижению вредных химических веществ, бактерий, общего мик-робного числа и т.д. и т.п.
- разработка санитарно-природоохранных мероприятий;
- выявление и оценка источников сбросов и стоков на рельеф и в водные ресурсы (санитарно-технические приборы, канализация и т.п.);
- базы данных, нормативы и т.п.
Программы можно разработать самостоятельно или заказать в специализированных организациях.
Нормативные документы, регламентирующие деятельность в области ПК воды.
Некоторые нормативные документы, регламентирующие деятельность в области ПК воды:
- Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
- Федеральный закон «Об охране окружающей среды».
- Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
- Федеральный закон «О стандартизации».
- Федеральный закон «О сертификации».
- СанПиН 4630-88. «Охрана поверхностных вод от загрязнения».
- СанПиН 2.1.4.1074-01. «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения».
- Руководство по контролю качества питьевой воды. Рекомендации. Т.1, ВОЗ, Женева, 1994.
- Методические указания по внедрению СанПиН «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» (СанПиН 2.1.4.559-96)
- ГОСТ Р 8.563-96 «ГСИ. Методики выполнения измерений».
- ГОСТ Р 51000.3-96 «Общие требования к испытательным лабораториям».
- ГОСТ 27384-87 «Вода. Нормы погрешности измерений показателей состава и свойств».
Штрафы в области ПК воды.
Штрафы в области разработки ПК воды, в т.ч. РП, регламентирует Кодекс Российской Федерации об адми-нистративных правонарушениях (КоАП РФ).
тсутствие или неправильная разработка РП является нарушением санитарно-эпидемиологических требо-ваний к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению. Согласно КоАП РФ такие нарушения регламентируются ст. 6.5.
Согласно этой статье, нарушения в области влечет наложение административного штрафа в размере:
- на граждан — в размере от 1000 до 1500 руб.;
- на должностных лиц — от 2000 до 3000 руб.;
- на лиц, БОЮЛ — от 2000 до 3000 руб., или приостановка деятельности на срок до 90 суток;
- на юридических лиц — от 20000 до 30000 руб., или приостановка деятельности на срок до 90 суток.