Проектирование, обучение и сопровождение по экологии и охране труда
Москва
Москва
Екатеринбург
Волгоград
Казань
Краснодар
Нижний Новгород
Новороссийск
Новый Уренгой
Омск
Ростов-на-Дону
Салехард
Саратов
Тюмень
Челябинск
Ярославль
info@sot1.ru +7 (499) 403-13-64
Работаем по всей России

Порядок оформления ОПО с нуля

Какие объекты законодательно относятся к ОПО

Опасным производственным объектом в соответствии с Федеральным законом 116-ФЗ являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к Федеральному закону.

К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых:

  • Получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества:
    • воспламеняющиеся вещества;
    • окисляющиеся вещества;
    • горючие вещества;
    • взрывчатые вещества;
    • токсичные вещества;
    • высокотоксичные вещества;
    • вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды.
  • Используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия.
  • Используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры.
  • Получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов.
  • Ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.

Идентификация ОПО

Идентификация опасных производственных объектов (ОПО) - это отнесение объекта в составе организации к категории опасного производственного объекта и определение его типа в соответствии с требованиями 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

Идентификацию опасных производственных объектов проводит организация, эксплуатирующая эти объекты, а ответственность за правильность идентификации лежит на руководителе организации.

Согласно статье 2, пункт 3 Федерального закона № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются на четыре класса опасности:

I класс опасности - чрезвычайно высокая степень опасности объекта;

II класс опасности - опасные производственные объекты высокой опасности;

III класс опасности - опасные производственные объекты средней опасности;

IV класс опасности - опасные производственные объекты низкой опасности.

Присвоение класса опасности осуществляется при его регистрации в государственном реестре. Предварительно должны быть проведены процедуры анализа и оценки объекта, отнесения объекта к той или иной категории опасности.

Идентификация опасных производственных объектов проводится в соответствии с Требованиями к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденными приказом Ростехнадзора от 07.04.2011 № 168.

При осуществлении перерегистрации ОПО процедура идентификации проводится по всем опасным производственным объектам, эксплуатируемым в ее составе.  

Промежуточные процедуры оформления ОПО

Помимо идентификации объекту, отнесенному к ОПО, потребуется поставить на учет все технические средства, используемые в производственных процессах. Так, например, подъемные сооружения требуется зарегистрировать еще до введения их в эксплуатацию. Регистрацию осуществляет Ростехнадзор, о чем вносится соответствующая отметка в паспорт оборудования.

Также для ОПО существуют требования по обязательной разработке порядка о производственном контроле или промышленно производственный контроль. Это документ, содержащий сведения о требованиях, предъявляемых к исполнению работниками и руководством обязанностей по обеспечению промышленной безопасности на объекте. После утверждения Порядка руководителем предприятия его копия направляется в уведомительном порядке в территориальный орган Ростехнадзора.

Еще одним важным моментом является прохождение руководителями и специалистами ОПО обучения, касающегося промбезопасности с последующей аттестацией, проводимой также в органах Ростехнадзора.

Процедура страхования ОПО

Страхователь предоставляет Страховщику следующие документы:

  • заявление на страхование,
  • копию Свидетельства о регистрации ОПО в Государственном реестре ОПО,
  • копии документов, подтверждающие право собственности на ОПО,
  • карту учета ОПО,
  • сведения о наличии страховых случаев (при заключении договора на новый срок с другим Страховщиком)*,

*не предоставляется при страховании по 225-ФЗ впервые.

От чего защищает/не защищает полис ГО ОПО

По договору обязательного страхования подлежит возмещению:

  1. Вред жизни, здоровью потерпевшего, в том числе работникам страхователя.
  2. Вред имуществу (с учетом реального ущерба, причиненного повреждением имущества).
  3. Вред в результате нарушения условий жизнедеятельности (исходя из понесенных потерпевшим расходов, связанных с переездом к месту временного поселения и обратно, проживанием в месте временного поселения, приобретением жизненно важных материальных средств).

По договору обязательного страхования страховщик не возмещает:

  1. вред, причиненный имуществу страхователя;
  2. расходы потерпевшего, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих гражданско-правовых обязательств;
  3. вред, причиненный имуществу потерпевшего, умышленные действия которого явились причиной аварии на опасном объекте;
  4. убытки, являющиеся упущенной выгодой, в том числе связанные с утратой товарной стоимости имущества, а также моральный вред;
  5. если вред потерпевшим причинен в результате диверсий и террористических актов;
  6. вред, причинённый вследствие событий, определённых п. 1 статьи 964 ГК РФ (война, забастовки, ядерный взрыв, радиация, народные волнения, изъятие, арест, конфискация).

Отсутствие страхового свидетельства на ОПО не только влечет отказ в согласовании разрешительной документации на его функционирование, но также подлежит наказанию в виде административного штрафа, согласно статье 9.19 КоАП, в размере до 500 тысяч рублей.

Оформление разрешения на ввод в эксплуатацию

Далее предприятие может запросить разрешение на ввод готового объекта в эксплуатацию после выполнения работ по капитальному строительству объекта в полном объеме. Его основы:

  • выданное ранее разрешение,
  • а также соответствие его проектной документации и градостроительному плану.

Для этого следует обратиться с соответствующим заявлением в орган, выдавший разрешение на строительство. К заявлению потребуется также приложить пакет документов, состав которого определяется действующим законодательством.

Подготовка документов для постановки ОПО на госучет. Карта учета, сведения характеризующие опасный объект

Для дальнейшей постановки объекта на госучет также потребуется заполнение карты учета ОПО, в состав которой войдут следующие данные:

  • наименование и месторасположение предприятия,
  • признаки опасности, по которым происходит отнесение производства к ОПО,
  • классы опасности,
  • виды деятельности, подлежащие лицензированию,
  • информация об эксплуатирующей организации,
  • и в конечном итоге – сведения о государственной регистрации ОПО.

Стоит отметить, что карта учета в обязательном порядке согласуется Ростехнадзором и является приложением к государственной регистрации ОПО.  Полученное разрешение на ввод в эксплуатацию будет рассматриваться в дальнейшем как основание для постановки объекта на государственный учет.

Внесение ОПО в реестр

Следующим важным этапом оформления ОПО является его регистрация. Регистрация ОПО подразумевает под собой отнесение объекта к определенной группе в соответствии со степенью его опасности согласно приложениям 1-2 к Закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектах» №116-ФЗ, и дальнейшее внесение сведений о нем в реестр ОПО Ростехнадзора (ЕГРОПО).

Обязательства по регистрации опасных производственных объектов возлагаются на собственников законодательно. Об этом говорит пункт 2 статьи 2 вышеуказанного закона №116-ФЗ. Причем, если опираться на содержание Приказа Ростехнадзора от 04.09.2007 г. №606, постановка на учет ОПО должна производиться не позднее, чем за 10 дней до начала функционирования данного объекта, то есть с момента получения акта о вводе ОПО в эксплуатацию.

Регистрацию осуществляет территориальный орган Ростехнадзора. Порядок регистрации установлен законодательно. Об этом свидетельствуют такие документы, как Приказ Ростехнадзора № 606 и Постановление Правительства РФ №1371 (от 24.11.98 г.).

При этом этапы внесения предприятия в реестр соответствуют описанным ранее процедурам.

Так, первоначальным этапом выступает идентификация ОПО, далее следует присвоение ему определенного класса опасности, составление карты учета и сведений об ОПО и их согласование в контролирующей организации, сбор оставшихся требуемых документов и передача их в Ростехнадзор и получение свидетельства о внесении объекта в ЕГРОПО.

Документы для внесения ОПО в реестр

Перечень необходимых документов, для внесения опасных производственных объектов (ОПО) в государственный реестр:

  • Карта учета объекта в 2-х экземплярах на каждый объект с отметкой идентификации (должны быть выполнены на одном листке).
  • Сведения об объекте:
    1. генеральный план и экспликация зданий и сооружений предприятия;
    2. перечень технических устройств и оборудования, применяемых на предприятии;
    3. сведения о размерах и границах территории, санитарно-защитных и / или охранных зонах ОПО;
    4. данные о количестве опасных веществ на ОПО;
    5. сведения о применяемых технологиях, основных и вспомогательных производствах;
    6. перечень имеющихся и(или) необходимых лицензий на виды деятельности, связанные с эксплуатацией ОПО;
    7. перечень проведенных экспертиз промышленной безопасности с указанием наименования экспертных организаций, проводивших экспертизу (для действующих объектов);
    8. перечень имеющихся и(или) необходимых разрешений на применение технических устройств основного технологического оборудования;
  • Копия страхового полиса (при наличии такового).
  • Копия справки Госкомстата.
  • Копия Устава;
  • Копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица.
  • Копия свидетельства о постановке на учет в налоговых органах.
  • Свидетельство о внесении изменений в уставные документы (если таковые были).
  • Банковские реквизиты организации.

Получение лицензии

Заключительным этапом оформления ОПО выступает получение лицензии, соответствующей направлению деятельности организации (ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").

Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности утверждено на основании постановления Правительства РФ от 10.06.2013 N 492 - далее Положение.

Регламент, устанавливающий порядок лицензирования - Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденный приказом Ростехнадзора от 11 августа 2015 года N 305.

Размер госпошлины за предоставление лицензии установлен в размере 7 500 рублей

Перечень необходимых документов:

  • заявление о предоставлении лицензии;
  • опись прилагаемых документов;
  • копии документов на собственность участков и зданий,;
  • реквизиты документов, подтверждающих ввод в эксплуатацию объектов, а в случае их отсутствия - реквизиты регистрации положительных заключений экспертизы промышленной безопасности;
  • реквизиты документов, подтверждающих соответствие технических устройств, планируемых для применения на объектах, требованиям технических регламентов;
  • копия положения о системе управления промышленной безопасностью;  
  • копия положения о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на объектах;
  • копии планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на объектах;
  • копии документов, подтверждающих аттестацию руководителя (заместителя руководителя) соискателя лицензии в области промышленной безопасности;
  • копии документов, подтверждающих наличие резервов финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий;
  • реквизиты деклараций промышленной безопасности объектов;
  • перечень приборов и систем контроля, управления, сигнализации и противоаварийной автоматической защиты технологических процессов, планируемых к использованию на объектах;
  • копии договоров на обслуживание с профессиональными аварийно- спасательными службами или формированиями и (или) распорядительных документов соискателя лицензии об организации собственных профессиональных аварийно- спасательных служб, а также копии документов, подтверждающих аттестацию профессиональных аварийно-спасательных служб или формирований в соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей";
  • копии страховых полисов обязательного страхования гражданской ответственности;
  • копии учредительных документов юридического лица, засвидетельствованные в нотариальном порядке.

Сроки выдачи лицензии. Срок действия лицензии

Рассмотрение заявления и принятие решения о предоставлении (об отказе в предоставлении) лицензии осуществляется в срок, не превышающий 45 рабочих дней со дня поступления заявления и полного комплекта документов.

Лицензия действует бессрочно (пункт 4 статьи 9 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности").

Основные проблемы, связанные с регистрацией опасного производственного объекта

  • Несоответствие документации требованиям законодательства. Это может произойти из-за недостаточной квалификации или опыта специалистов, занимающихся разработкой документации. Для решения этой проблемы необходимо провести дополнительное обучение и повысить квалификацию специалистов, а также обратиться к опытным консультантам.
  • Сложность и длительность процесса регистрации. Регистрация опасных производственных объектов связана с множеством требований и процедур, которые могут быть длительными и сложными. Это может привести к задержкам в запуске объекта в работу и увеличению финансовых затрат. Для решения этой проблемы необходимо тщательно планировать процесс регистрации, привлекать профессионалов для выполнения задач и проводить процедуры одновременно, чтобы уменьшить сроки.
  • Необходимость проведения дополнительных экспертиз и обследований. В ходе процесса регистрации может выявляться необходимость проведения дополнительных экспертиз и обследований, что может привести к дополнительным затратам на время и ресурсы. Для решения этой проблемы необходимо тщательно изучать требования законодательства и проводить предварительные исследования, чтобы избежать необходимости в дополнительных экспертизах.
  • Риски возникновения аварий и несчастных случаев. Регистрация опасных производственных объектов не гарантирует полную безопасность объекта, поэтому может возникнуть риск возникновения аварий и несчастных случаев. Для решения этой проблемы необходимо проводить регулярные проверки и обслуживание объектов, а также обучать персонал безопасным методам работы.
Другие статьи раздела “Статьи”
Меню
Заполните онлайн-форму и мы вам перезвоним!

Нажимая кнопку Вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.