Проектирование, обучение и сопровождение по экологии и охране труда
Москва
Москва
Екатеринбург
Волгоград
Казань
Краснодар
Нижний Новгород
Новороссийск
Новый Уренгой
Омск
Ростов-на-Дону
Салехард
Саратов
Тюмень
Челябинск
Ярославль
info@sot1.ru +7 (499) 403-13-64
Работаем по всей России

Программа мониторинга объектов размещения отходов

Быстрая и профессиональная разработка программы мониторинга объектов размещения отходов ОРО зависит от сложности работ и начинается от 45000 рублей при сроках от 20 рабочих дней. В соответствии с п. 3 статьи 12 Закона №89-ФЗ от 24.06.1998 г. собственники таких объектов обязаны проводить регулярный мониторинг за их воздействием на состояние окружающей среды. Порядок проведения наблюдений определен Приказом МПР №66 от 04.03.2016 г.

Объекты, на которых производится размещение отходов, наносят значительный вред окружающей среде, заключающийся в поступлении загрязняющих веществ в атмосферный воздух, почву, подземные воды. Такие объекты являются источниками как химического, так и биологического загрязнения, а также наносят значительный ущерб растительному и животному миру.  

Вышеуказанные требования не распространяются на следующие объекты:

  • полигоны, предназначенные для размещения медицинских отходов;
  • скотомогильники;
  • объекты размещения радиоактивных отходов;
  • выведенные из эксплуатации или законсервированные полигоны;
  • места захоронения отходов, находящиеся на территориях, использование которых для захоронения утиля запрещено требованиями, установленными законодательством.

Основными целями мониторинга выступают:

  • предотвращение ущерба окружающей среде;
  • информирование государственных органов и заинтересованных лиц о состоянии экологической обстановки в местах расположения объектов размещения утиля.

Наблюдения проводятся в соответствии с таким документом, как Программа мониторинга объектов размещения отходов, разрабатываемой собственниками таких объектов.

Результаты наблюдений передаются в Росприроднадзор в виде отчета, который предоставляется ежегодно, в срок до 15 января.

Кто может разработать Программу мониторинга ОРО?

Для начала требуется проанализировать документацию полигона, определить места расположения контрольных точек отбора лабораторных образцов, установить периодичность контроля, выявить и составить перечень контролируемых показателей.

Зачастую в штате эксплуатирующей организации не всегда имеется сотрудник, обладающий необходимыми знаниями и опытом для разработки рассматриваемого документа. В таком случае стоит прибегнуть к услугам специалистов, например, специалистов коммерческих экологических организаций. Это позволит значительно ускорить процесс разработки документа и внедрения его в действие на объекте, что особенно важно в случае наличия у собственника соответствующих предписаний надзорных органов, грозящих получением значительного штрафа.

Стоимость разработки составит от 45 000 рублей, сроки занимают от 20 дней.

Особенности составления программы ОРО.

При разработке рассматриваемого документа в первую очередь анализируется уровень его влияния на состояние окружающей среды. Для этого рекомендуется руководствоваться такими материалами, как:

  • проектная документация на полигон, в частности раздел ПМООС;
  • данные ранее проведенных наблюдений за состоянием экологии на месте расположения объекта и в пределах его зоны влияния;
  • справочные данные о фоновых концентрациях загрязняющих веществ, характерных для территории расположения полигона;
  • данные инвентаризации объекта исследования, проведенными ранее или в период разработки рассматриваемого документа.

Разработка проводится с учетом следующих материалов:

  • основных технических характеристик и особенностей полигона;
  • данных о перечне и характеристиках отходов, подлежащих размещению на объекте;
  • физико-географических, гидрогеологических и геологических особенностях места расположения полигон.

Перечисленные данные предоставляются разработчикам документа в виде исходных сведений, в составе которых используются:

  • проектная документация на строительство полигона;
  • данные инженерно-экологических изысканий, проведенных при проектировании объекта;
  • копия лицензии на деятельность по размещению отходов и данные их паспортизации.

Помимо перечисленных документов используется справочная литература. Например, для составления характеристики исследуемой местности, а также справочная информация, предоставляемая органами по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Что входит в состав Программы мониторинга?

Рассматриваемый документ содержит не только данные, касающиеся организации наблюдений на объекте, но также и полную его характеристику. Перечень сведений, входящих в его состав, установлен требованиями Приказа №66 от 04.03.2016 г.

В соответствии с указанным документом, в содержание входит нижеследующая информация.

Общие данные о полигоне.

В разделе приводятся следующие сведения:

  • наименование объекта исследования, назначение, площадь, год ввода в эксплуатацию, данные о вместимости;
  • месторасположение полигона с климатической, геологической и гидрогеологической характеристикой местности, описанием почвенного и растительного покровов;
  • перечень размещаемых отходов с указанием классов опасности, кодов по ФККО;
  • реквизиты письма о результатах инвентаризации, переданного в надзорные органы.

В следующем разделе формулируются цели и задачи, которые ставятся при проведении мониторинга. 

Например, основными целями наблюдений могут выступать оценка состояния природной среды, определение наличия превышений установленных нормативных показателей и разработка мероприятий по их устранению. К задачам мониторинга можно отнести оценку возможного ущерба экологии и его предотвращение, прогнозирование изменения состояния природной среды и т.д.

Третьим пунктов идут данные об информационных источниках, использованных при разработке рассматриваемого документа – проектной документации, справочной литературе, природоохранной документации предприятия.

Четвертым выступает пункт о сведения о компонентах окружающей среды, определенных в качестве объектов наблюдения.

В разделе приводится описание воздействия объекта размещения на состояние атмосферного воздуха, водные объекты, подземные воды, почвенный и растительный покров, с выявлением наиболее подверженных его негативному влиянию компонентов.

Далее указываются показатели качества природной среды, подлежащих наблюдению.

Раздел содержит перечень контролируемых показателей и обоснование их выбора в зависимости от их свойств и уровня негативного воздействия объекта, с определением периодичности проведения исследований.

Данные о точках организации наблюдений и выборе мест отбора лабораторных образцов.

Тут приводится определенный на основании ранее проведенного анализа перечень контрольных точек и мест отбора образцов, необходимых при проведения лабораторных измерений, перечень точек организации наблюдений за состоянием окружающей среды с обоснованием их выбора.

Итог – это сведения об отчетности, формируемой по результатам проведенных наблюдений.

Определяется перечень данных, необходимых для включения в отчет о результатах мониторинга, периодичность его предоставления в надзорные органы, состав приложений к отчету.

В качестве Приложений могут быть представлены:

  • графические материалы, с указанием места расположения полигона и контрольных точек для организации наблюдений;
  • справочные данные, полученные при разработке документа;
  • исходная информация, полученная от собственника полигона.

Согласование.

Утверждается программа мониторинга объектов размещения отходов непосредственным собственником, осуществляющим эксплуатацию полигона.

В надзорные органы копия направляется в уведомительном порядке. Таким органом выступает департамент Росприроднадзора, расположенный по месту осуществления деятельности объекта исследования.

Документ может быть передан как в бумажном варианте, так и в виде электронного документа, заверенного цифровой подписью

Ответственность.

Ответственность за несоблюдение требований природоохранного законодательства при эксплуатации объектов, предназначенных для размещения отходов, возможна в соответствии со статьей 8.2 КоАП.

Сумма штрафных санкций при этом составляет:

  •  для должностного лица – до 30 тысяч рублей;
  • для объектов, осуществляющих деятельность без образования юридического лица – до 50 тысяч рублей;
  • для юрлиц – до 250 тысяч рублей.

Наказание также может выражаться в виде временного приостановления деятельности полигона, сроком до 90 суток.

Другие статьи раздела “Статьи”
Меню
Заполните онлайн-форму и мы вам перезвоним!

Нажимая кнопку Вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.