Проектирование, обучение и сопровождение по экологии и охране труда
Работаем по всей России

Положение об экологическом контроле.

Гарантируем быструю и профессиональную разработку и согласование Положения об экологическом контроле. Стоимость документа зависит от количества источников выбросов и сбросов и начинается от 25000 рублей при сроках от 10 рабочих дней.

Организация производственного экологического контроля (ПЭК) – обязательное условие функционирования всех предприятий I-III категорий опасности, являющихся пользователями природных ресурсов.  Требование об этом содержится в статье 67 Закона №7-ФЗ, а также в прочих нормативно-правовых актах РФ, таких, как:

  • Закон №96-ФЗ от 04.05.1999 г.;
  • Закон №89-ФЗ от 24.06.1998 г.;
  • Закон №52-ФЗ от 30.03.1999 г.;
  • Закон №2395-1 от 21.02.1992 г.;
  • Водном и Земельном кодексах РФ.

Основными целями контроля является:

  • выполнение и надзор мероприятий по охране окружающей среды;
  • рациональное использование и возобновление природных ресурсов;
  • соблюдение законодательных требований.

При этом объектами контроля могут выступать не только компоненты природной среды или источники образования загрязняющих веществ и отходов, но также используемые сырье, материалы, готовая продукция и технологическое оборудование, позволяющее снижать уровень экологического воздействия предприятия.

Положение является внутренним документом предприятия. Оформляется в целях исполнения требования об осуществлении производственного контроля и определяющий порядок его организации на объекте, а также меры ответственности сотрудников.

Кому доверить разработку положения об экологическом контроле?

Составить необходимую документацию может штатный эколог предприятия. При этом стоит учесть, что у специалистов, ранее не имевших аналогичного опыта при разработке возникает множество вопросов, поиск ответов на которые может значительно замедлить процесс. Следствием этого становятся не только временные потери, но и финансовые издержки. Например, в случае, когда документ разрабатывается по предписанию надзорного органа и несвоевременная его разработка может грозить объектам значительными штрафами.

Соответственно, в качестве исполнителей чаще всего выбираются специалисты коммерческих организаций, имеющие достаточный опыт и знания, в том числе касающиеся актуальных требований законодательства.

Стоимость данной услуги в таких компаниях составляет от 25000 рублей, сроки занимают от 10 дней. На приведенные параметры оказывают влияние такие факторы, как:

  • количество загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу и водные объекты;
  • количество образующихся отходов;
  • количество эксплуатируемых промплощадок и т.д.

Преимущества наличия программы экологического контроля.

Преимущества, получаемые предприятиями, в первую очередь определяются целями, которые они ставят перед собой, разрабатывая рассматриваемый документ.

Соответственно, первоначально они исполняют законодательные требования, а значит, избегают предписаний от надзорных органов, которые могут сопровождаться получением значительных штрафных санкций.

Информация, полученная в ходе осуществления экологического контроля, также может использоваться:

  • для выявления объемов и источников образования загрязняющих веществ и отходов,
  • для формирования первичной экологической документации и отчетности предприятия,
  • в качестве исходных сведений при формировании проектов ПДВ, НДС, ПНООЛР;
  • для своевременных ответов на запросы контролирующих организаций;
  • для своевременного пересмотра согласованных нормативов и лимитов воздействия деятельности объекта на окружающую среду.

Регулярный контроль исполнения природоохранных мероприятий позволяет выявить их эффективность, а при необходимости доработать или дополнить новыми. Контроль использования природных ресурсов позволяет рационально их расходовать, а также пересмотреть и снизить размер экологических платежей. Также ПЭК предусматривает своевременную поверку и ремонт используемого технологического и природоохранного оборудования, в том числе применяемого для предотвращения возникновения аварийных ситуаций, что в целом снижает вероятность возникновения на объекте нештатных ситуаций и аварий.

Что войдет в содержание ПЭК? 

Положение вводится в действие на объекте на основании Приказа, заверенного подписью генерального директора. Оформляется в виде приложения к нему.

Содержание насчитывает несколько разделов, основными из которых являются:

  1. Общие положения, в которых указываются:
    • назначение и цель контроля;
    • нормативные документы, послужившие основой для разработки;
    • характеристика используемых терминов и определений;
    • наименование организации.
  2. Организация системы контроля.
    В данном разделе распределяются функции и обязанности между сотрудниками и руководством предприятия, его периодичность, участие в нем сторонних организаций, обозначается процедура фиксирования полученных результатов.
  3. Цели и задачи.
    В разделе необходимо указать, с какой целью осуществляется на предприятии контроль, и на решение каких задач направлена его организация.
  4. Контролируемые объекты. В данном разделе перечисляются объекты, подлежащие на предприятии названной процедуре. Среди них могут быть источники образования загрязняющих веществ, материалы, сырье, продукция, документация, мероприятия и т.п.
  5. Права и обязанности лиц.
    Здесь требуется привести список сотрудников, с указанием должностей, прав и обязанностей, закрепленных за каждым из них.
  6. Информационное обеспечение.
    В данном разделе приводится перечень документации как сопровождающей процедуру осуществления контроля на предприятии, так и формируемую по его результатам и на основании полученных результатов.
  7. Процедура ПЭК, осуществляемая за каждым видом воздействия на природную среду.
    Информация может оформляться в несколько разделов, дающих описание природоохранным мероприятиям, мерам безопасности по отношению к каждому виду поступающего загрязнения.
  8. В последнем разделе приводятся меры ответственности, которые могут быть применены к предприятию и сотрудникам при нарушении требований природоохранного законодательства.
    В качестве приложений к документу могут выступать:
    • положения по структурным подразделениям, участвующим в осуществлении контроля;
    • утвержденная руководителем документации, устанавливающая порядок проведения программы.

Процедура утверждения программы экологического контроля.

После разработки рассматриваемый документ утверждается непосредственным руководителем предприятия по согласованию с территориальными департаментами уполномоченного органа государственного экологического контроля. В последующем документ необходимо пересматривать ежегодно.

При этом, не стоит забывать, что на основании Приказа Минприроды № 92 от 16.03.2017, результаты предоставляются ежегодно в срок до 25 марта каждого нового года.

Возможные нарушения и меры ответственности.

Ответственность может возникать в случае сверхнормативных выбросов и сбросов, неверного обращения с отходами, отсутствия необходимой внутренней экологической документации или несвоевременного предоставления отчетности в надзорные органы. Наказание за перечисленные нарушения определяются отдельными статьями главы 8 КоАП.

Так, например, согласно статье 8.1, размер штрафных санкций за несоблюдение требований законодательства в области экологии может составить до 100 тысяч рублей.

Несоблюдение правил обращения с отходами по статье 8.2 обойдется штрафом до 250 тысяч рублей.

Нарушение правил пользования водными объектами по статье 8.14 грозит штрафом до 100 тысяч рублей.

Неисполнение требований разрешения на выброс в атмосферу по статье 8.21 обойдется в суму до 100 тысяч рублей, использование технически неисправных средств снижения выбросов – в сумму до 20 тысяч.

Также, в любом из перечисленных случаев, наказание может обернуться приостановлением деятельности объекта на срок до 90 суток, что также связано со значительными финансовыми потерями для предприятий.

По окончании курса выдается «Удостоверение о проверке знаний требований охраны труда» установленного образца сроком на 3 года.
Другие статьи раздела “Экология”
Меню