Проектирование, обучение и сопровождение по экологии и охране труда
Работаем по всей России

Паспорта опасных отходов

Деятельность практически каждого промышленного предприятия приводит к образованию отходов, которые могут быть опасными для окружающей среды. Чтобы контролировать образование отходов и правильность обращения с ними, государственными надзорными ведомствами была разработана система паспортизации отходов I-IV класса опасности. Если на предприятии образуются различные виды токсичного мусора, для каждого из них должен быть подготовлен отдельный паспорт.

Что такое паспорт отходов?

Паспорт отхода – это документ, в который внесена информация о его происхождении, состоянии, химическом составе, классе опасности и других параметрах. На основании этого документа устанавливаются правила безопасного обращения с этим видом мусора, возможность его утилизации или переработки. Раньше паспорта требовалось передавать для проверки в местное отделение Росприроднадзора, теперь это требование утратило силу.

Паспортизация требуется только для промышленных и бытовых отходов, отнесенных к I-IV классу. Этот документ не требуется оформлять для биологических, медицинских, радиоактивных отходов, так как для них разработаны свои требования безопасности.

Паспорта нужно оформлять и для включенных в классификатор ФККО отходов, и для не включенных. Это правило введено с начала 2021 года: предприятие должно направить в Росприроднадзор запрос для установления вида отхода и его принадлежности к определенному классу опасности. Ведомство должно отправить подтверждение, после чего в течение месяца природопользователь оформляет паспорт отхода установленной формы.

Срок действия паспортов отходов

Новые правила устанавливают, что паспорта отходов действуют бессрочно. Однако теперь предприятия обязуются хранить документы, которые позволили отнести данный вид отходов к определенному классу опасности. Обычно это протоколы лабораторных исследований. Переоформление паспортов может потребоваться только в некоторых случаях:

  • Включение отхода в федеральный классификатор ФККО. В этом случае природопользователь должен переоформить паспорт в течение 30 дней в соответствии со стандартными правилами.
  • Изменение учредительных документов юридического лица. Если было изменено его наименование или юридический адрес, паспорта потребуется переоформить.
  • Изменение ФИО и других личных данных индивидуального предпринимателя. Если ИП меняет паспорт, потребуется внести изменения в паспорта отходов.

Организация должна своевременно внести изменения в документы, чтобы не допустить штрафов при прохождении плановых и внеплановых проверок.

Содержание и структура паспорта отходов

Типовая форма паспорта утверждена Приказом Минприроды от 08.12.2020 № 1026. В этом документе должны присутствовать следующие сведения:

  • Название вида отхода в соответствии с федеральным классификатором ФККО.
  • Код отхода, указанный в классификаторе.
  • Происхождение данного вида мусора. В паспорте должен быть указан вид деятельности или технологический процесс, в результате которого образовался этот вид отходов. Может быть указан процесс, из-за которого данный предмет потерял первоначальные потребительские свойства.
  • Состав отхода. Компоненты химического состава должны быть перечислены в порядке убывания.
  • Способ определения состава. Указывается вид документа или способ исследования, на основании которого был сделан вывод о составе.
  • Информация о самом виде мусора. Нужно указать его физическую форму, агрегатное состояние, основные признаки.
  • Класс опасности, установленный в соответствии с классификатором.
  • Сведения о природопользователе, в результате деятельности которого образовался данный вид отходов.

Для отходов, которые еще не были включены в ФККО, предусмотрена новая специальная форма, она представлена в Приложении N 3 к приказу Минприроды России N 1026. Она состоит из двух разделов: сведений о самом отходе и информации о лице, в результате деятельности которого он образовался.

 В первом разделе нужно указать происхождение данного вида мусора, его химический и компонентный состав в порядке убывания, способ определения состав, агрегатное состояние, форму, а также класс опасности. Он высчитывается по формулам в соответствии с присутствием в составе токсичных компонентов и их опасности для окружающую среду. Расчет проводится специалистами лабораторий, все полученные данные они вносят в акты после завершения исследований. На основании этих документов отходу присваивается класс опасности, он будет учитываться при хранении, утилизации и других способах обращения.

Как только отход будет внесен в классификатор, паспорт потребуется переоформить по стандартному образцу. Природопользователю на это отводится всего один месяц, поэтому нельзя откладывать заполнение паспортов на потом.

Где используются паспорта отходов?

Паспорта отходов хранятся на предприятии вместе с документами, на основании которых данным видам мусора был присвоен определенный класс опасности. Впоследствии эти документы будут использоваться в различных целях:

  • При заключении договоров на отправку отходов на хранение и утилизацию. Природопользователь обязан предоставить профильной компании всю информацию о перевозимых отходах.
  • При отправке мусора на переработку или утилизацию. Лицензированная компания должна иметь паспорта на все виды отходов, в которыми работает.
  • При заполнении документации в рамках производственного экологического контроля, в том числе при определении лимитов размещения отходов.

Паспорта будут использоваться при любых способах обращения с данными разновидностями мусора. Это позволит соблюсти экологические требования по безопасному обращению с токсичными веществами.

Ответственность за отсутствие паспортов отходов

Хотя этот документ не требуется отправлять на согласование в надзорных органах, его оформление обязательно. Если при проверках сотрудниками Росприроднадзора будет выявлено отсутствие паспортов или их неправильное оформление, организации ограждают серьезные штрафные санкции в соответствии со п. 9 ст. 8.2 КоАП РФ:

  • Должностные лица, ответственные за оформление, могут быть оштрафованы на сумму от 20 до 40 тысяч рублей.
  • Для ИП предусмотрен штраф в размере от 40 до 60 тыс. рублей.
  • Юридическое лицо может быть оштрафовано на сумму от 200 до 350 тысяч рублей.

Деятельность предприятия может быть приостановлена на срок до 90 суток для устранения нарушения. Чтобы не допустить вызванных этим крупных убытков, стоит заранее позаботиться о проведении паспортизации.

Помощь при оформлении паспортов отходов

Подготовкой паспортов отходов, как правило, занимается штатный эколог организации, однако на многих малых предприятиях такая должность не предусмотрена, а на крупных заводах штатному специалисту бывает сложно справиться с большим объемом работы. В этом случае выгоднее обратиться за помощью в стороннюю компанию.

Наша организация предлагает помощь при оформлении паспортов: опытные экологи соберут всю необходимую информацию и подготовят документы в сжатые сроки. При необходимости проводится исследование образцов в аккредитованной лаборатории для получения точной информации о составе и определения класса опасности.

Помощь специалистов позволит своевременно подготовиться к проверкам и избежать штрафных санкций. Позвоните по указанным номерам и обсудите условия сотрудничества.

По окончании курса выдается «Удостоверение о проверке знаний требований охраны труда» установленного образца сроком на 3 года.
Другие статьи раздела “Экология”
Меню