Деятельность практически каждого промышленного предприятия приводит к образованию отходов, которые могут быть опасными для окружающей среды. Чтобы контролировать образование отходов и правильность обращения с ними, государственными надзорными ведомствами была разработана система паспортизации отходов I-IV класса опасности. Если на предприятии образуются различные виды токсичного мусора, для каждого из них должен быть подготовлен отдельный паспорт.
Паспорт отхода – это документ, в который внесена информация о его происхождении, состоянии, химическом составе, классе опасности и других параметрах. На основании этого документа устанавливаются правила безопасного обращения с этим видом мусора, возможность его утилизации или переработки. Раньше паспорта требовалось передавать для проверки в местное отделение Росприроднадзора, теперь это требование утратило силу.
Паспортизация требуется только для промышленных и бытовых отходов, отнесенных к I-IV классу. Этот документ не требуется оформлять для биологических, медицинских, радиоактивных отходов, так как для них разработаны свои требования безопасности.
Паспорта нужно оформлять и для включенных в классификатор ФККО отходов, и для не включенных. Это правило введено с начала 2021 года: предприятие должно направить в Росприроднадзор запрос для установления вида отхода и его принадлежности к определенному классу опасности. Ведомство должно отправить подтверждение, после чего в течение месяца природопользователь оформляет паспорт отхода установленной формы.
Новые правила устанавливают, что паспорта отходов действуют бессрочно. Однако теперь предприятия обязуются хранить документы, которые позволили отнести данный вид отходов к определенному классу опасности. Обычно это протоколы лабораторных исследований. Переоформление паспортов может потребоваться только в некоторых случаях:
Организация должна своевременно внести изменения в документы, чтобы не допустить штрафов при прохождении плановых и внеплановых проверок.
Типовая форма паспорта утверждена Приказом Минприроды от 08.12.2020 № 1026. В этом документе должны присутствовать следующие сведения:
Для отходов, которые еще не были включены в ФККО, предусмотрена новая специальная форма, она представлена в Приложении N 3 к приказу Минприроды России N 1026. Она состоит из двух разделов: сведений о самом отходе и информации о лице, в результате деятельности которого он образовался.
В первом разделе нужно указать происхождение данного вида мусора, его химический и компонентный состав в порядке убывания, способ определения состав, агрегатное состояние, форму, а также класс опасности. Он высчитывается по формулам в соответствии с присутствием в составе токсичных компонентов и их опасности для окружающую среду. Расчет проводится специалистами лабораторий, все полученные данные они вносят в акты после завершения исследований. На основании этих документов отходу присваивается класс опасности, он будет учитываться при хранении, утилизации и других способах обращения.
Как только отход будет внесен в классификатор, паспорт потребуется переоформить по стандартному образцу. Природопользователю на это отводится всего один месяц, поэтому нельзя откладывать заполнение паспортов на потом.
Паспорта отходов хранятся на предприятии вместе с документами, на основании которых данным видам мусора был присвоен определенный класс опасности. Впоследствии эти документы будут использоваться в различных целях:
Паспорта будут использоваться при любых способах обращения с данными разновидностями мусора. Это позволит соблюсти экологические требования по безопасному обращению с токсичными веществами.
Хотя этот документ не требуется отправлять на согласование в надзорных органах, его оформление обязательно. Если при проверках сотрудниками Росприроднадзора будет выявлено отсутствие паспортов или их неправильное оформление, организации ограждают серьезные штрафные санкции в соответствии со п. 9 ст. 8.2 КоАП РФ:
Деятельность предприятия может быть приостановлена на срок до 90 суток для устранения нарушения. Чтобы не допустить вызванных этим крупных убытков, стоит заранее позаботиться о проведении паспортизации.
Подготовкой паспортов отходов, как правило, занимается штатный эколог организации, однако на многих малых предприятиях такая должность не предусмотрена, а на крупных заводах штатному специалисту бывает сложно справиться с большим объемом работы. В этом случае выгоднее обратиться за помощью в стороннюю компанию.
Наша организация предлагает помощь при оформлении паспортов: опытные экологи соберут всю необходимую информацию и подготовят документы в сжатые сроки. При необходимости проводится исследование образцов в аккредитованной лаборатории для получения точной информации о составе и определения класса опасности.
Помощь специалистов позволит своевременно подготовиться к проверкам и избежать штрафных санкций. Позвоните по указанным номерам и обсудите условия сотрудничества.