Паспорта опасных отходов разрабатываются на каждом предприятии, в ходе производственной деятельности которого образуются отходы. Как правило, их оформление происходит в составе проекта ПНООЛР. Это является следствием требований Закона РФ «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. и непосредственно п. 3 ст. 14. В настоящий момент паспортизация является обязательной процедурой для предприятий, на которых образуются отходы с I по IV класс опасности, что обосновывается требованиями экологического законодательства РФ.
Самыми распространенными являются паспорта на люминесцентные лампы и бытовой мусор. Разницы при оформлении и согласовании паспортов на отходы различных типов нет: будь-то отходы 1 класса опасности (лампы), 2 класса (ацетон), 3 класса (масла) или 4 класса опасности (бытовой мусор). На отходы 5 класса паспорта не нужны. На них разрабатываются сведения об отходе на основании лабораторных протоколов.
Ранее паспорта опасных отходов разрабатывались согласно ФККО от 2002 года, но со вступлением в силу Постановления Правительства РФ №712 от 16.08.2013 г. данный классификационный каталог утратил силу. Соответственно, и все паспорта отходов, составленные ранее на основании его содержания. В связи с этим многим предприятиям требуется переоформление паспортов опасных отходов, составленных ранее до 2014 года.
Данное постановление не распространяется на выданные ранее документы в области обращения с отходами, такие как ПНООЛР, документы отнесения опасных отходов к определенному классу и лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению опасных отходов вплоть до истечения их срока годности.
Согласно новому постановлению, переоформленные паспорта, либо паспорта, составленные после издания постановления, действуют уже бессрочно. Предпосылкой к новому переоформлению паспортов опасных отходов могут стать следующие факторы:
В данном случае переоформление паспорта будет чисто технической процедурой, не требующей больших финансовых и временных затрат.
Чтобы переоформить выданный ранее паспорт отходов необходимо предоставить следующий пакет документов в местное отделение Росприроднадзора:
Не стоит забывать, что материалы полученных ранее паспортов можно использовать при их переоформлении по новым требованиям. Для этого в Росприроднадзор предоставляются следующие документы:
Стоимость переоформления паспортов отходов в коммерческих специализированных организациях составляет от двух тысяч рублей и выше.
Для того, чтобы разобраться что из себя представляют новые паспорта отходов, необходимо понять, что вообще в себя включает понятие «паспорт отхода». В целом паспорта отходов – это экологические документы, подтверждающие принадлежность отходов к определенному виду, а также классу опасности, и содержащие сведения о его компонентном составе. Стоит отметить, что паспорт обязателен для предприятий, в процессе функционирования которых образуются опасные отходы I-IV классов.
В настоящий момент порядок паспортизации отходов полностью прописан в Постановлении правительства №712 от 16.08.2013.
Помимо данного Постановления Приказом Росприроднадзора № 445 от 17.07.2014 был утвержден новый федеральный классификационный каталог отходов (ФККО). В настоящий момент отнесение отходов к определенном виду по ФККО проводится согласно их свойствам и характеристикам.
Что касается порядка паспортизации отходов, внесённых в ФККО, то паспорта для них составляются согласно предложенной формы (Постановление Правительства №712). Сведения об отходах формируются исходя из следующих данных:
Здесь также стоит отметить, что по новому Постановлению первоначальной является процедура определения класса опасности отхода, а уже далее его паспортизация.
Надо отметить, что с 1 января 2016 года паспорта опасных отходов, включенных в ФККО, больше не согласуются Росприроднадзором. Заверенные руководителем организации копии новых паспортов отходов передаются почтой или лично в филиалы Росприроднадзора в уведомительном порядке. Важным является уделить внимание документам, подтверждающим факт их передачи, а также указанию даты приема пакета контролирующими органами.
Полноту предоставленных документов Росприроднадзор проверяет в течение 5 дней с момента их подачи. В случаях несоответствия предоставленных сведений материалы возвращаются для доработки, которая не должна занимать более двадцати пяти дней.
Если же наименования отхода нет в каталоге отходов, то руководство предприятия обязано определить для него класс опасности не позже, чем за 90 дней с момента его образования на предприятии. Это делается для того, чтобы внести данные об этих отходах в классификационный каталог. Происходит данная процедура путём направления предложения в Росприроднадзор о включении отхода в ФККО, опираясь на его характеристики.
Для обоснования вида отхода вместе с предложением о его внесении в каталог направляются сведения:
При установлении состава отхода в ходе отбора проб прилагаются акты данного отбора. В случае установления состава, согласно содержанию технических регламентов, стандартов, условий и т.п. – необходимо будет предоставить копии данных документов. Также в составе документации направляются данные о присвоении отходу соответствующего класса опасности (1,2,3,4).
Новшеством в порядке паспортизации отходов является то, что теперь паспорта, оформленные согласно новым требованиям, не имеют установленного срока действия и действуют бессрочно. Внесение каких-либо изменений в утверждённые новые паспорта не допускается.
Также нововведением является то, что при паспорта утверждаются непосредственно руководством предприятия, а не контролирующими органами, как это было ранее.
При принятии решения о переоформлении, либо о разработке новых паспортов опасных отходов организации не стоит забывать о том, что их отсутствие может рассматриваться как нарушение требований экологического законодательства. Это может грозить предприятию штрафом, в размере от 100 до 250 тысяч рублей, что регламентировано статьей 8.2 «Кодекса об административных правонарушениях» №195-ФЗ от 30.12.01. Штрафы грозят не только самому предприятию, но и ответственному по части паспортизации отходов лицу (например, штатному экологу), и составляют при этом до 30 тысяч рублей. Для предпринимателей, не являющихся юридическим лицом, штраф может составить от 30 до 50 тысяч рублей.