Проектирование, обучение и сопровождение
по экологии и охране труда

  • Екатеринбург +7(343) 206 09 30
  • Москва +7(499) 403 13 64
  • Сургут +7(3462) 64 44 57
  • Пермь +7 (342) 299 47 06
  • Новосибирск +7(383) 381 40 52
  • Омск +7(3812) 34 25 09
  • Красноярск +7(391) 203 03 39
  • Челябинск +7(351) 751 30 65

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Положение по расследованию причин инцидентов (ПРИ).

Что можно сказать Положении о порядке проведения технического расследования причин инцидентов и их учета на опасном производственном объекте (ПРИ)? Это порядок идентификации первопричин и инцидентов с целью их регистрации, определения виновных должностных лиц и составления мероприятий по упреждению таких ситуаций.

Обязанность по разработке данного положения определяется Федеральным законом «О промышленной безопасности ОПО» № 116-ФЗ. К предприятиям, эксплуатирующим опасные производственные объекты, предъявляются следующие требования:

  1. Проведение анализа обстоятельств при аварии на опасном объекте предприятия.
  2. Проведение профилактических процедур по минимизации количества подобных (повторных) инцидентов.
  3. Осуществление документальной регистрации нештатных условий и обстоятельств возникающих на объекте.
  4. Отчетное осведомление структур государственного управления о количестве аварийных случаев на опасном объекте, их причинах и мероприятиях по их локализации и устранению.

Также обязанность владельцев ОПО по составлению ПРИ установлена статьей 32 Приказа Ростехнадзора № 480 от 19.08.2011г.

На какие организации распространяется требование о разработке положения?

Утвержденное и согласованное «Положение о расследовании инцидентов» должно быть у каждого предприятия, имеющего опасный производственный объект, независимо от присвоенного ему класса опасности.

Какие задачи призвано решать положение?

  1. Исполнение законодательных требований РФ касающихся обеспечения защищенности общества от аварий и инцидентов на опасном объекте.
  2. Документальная систематизация и регулирование мероприятий по выявлению и анализу факторов спровоцировавших аварийную ситуацию.
  3. Деятельное и эффективное соучастие в расследовании причин инцидентов совместно с государственными ведомствами.
  4. Детекция всех первопричин и условий возникновения нештатных ситуаций и производственных травм работников на производственном объекте с целью предупреждения повторного происхождения подобных инцидентов.
  5. Установление размера фактических материальных потерь работодателя (предприятия), иного ущерба созданного аварией на объекте, а также перечня лиц, причастных к формированию факторов побудивших возникновение аварийной ситуации.
  6. Аналитический учет и регистрация всех опасных техногенный происшествий на эксплуатируемом ОПО.
  7. Описание конкретных действий ориентированных на максимально возможное снижение вероятности происхождения подобных и иных потенциально вероятных нештатных ситуаций.

Список разделов и их краткое содержание, раскрывающее структуру документа.

  1. Ключевые информационно - теоретические понятия.
    1. Список нормативно-правовых актов, требования которых учитываются при составлении Положения.
    2. Вводные положения:
      • введение, цели, задачи и область действия настоящего Положения;
      • сведения о разработчике Положения (должностное лицо организации, отвечающее за осуществление производственного контроля на ОПО).
    3. Употребляемая терминология.
  2. Определение списка категорий аварийных ситуаций и инцидентов.
    1. Прогнозирование потенциально возможных вариаций происхождения аварий на опасном объекте и схемы их наиболее вероятного распространения.
    2. Классификация производственных травм персонала ОПО, которые может повлечь за собой возникновение, либо неконтролируемое развитие аварийной ситуации.
    3. Регламент комиссионной работы должностных лиц по расследованию происшествий на ОПО и установлению достоверных причин их возникновения.
  3. Условия, позволяющие сохранить обстановку инцидента в первоначальном виде.
    1. Правила фиксации (фото, видеосъемка) и документирования (план - схемы, эскизы, протоколы) обстановки на месте аварии.
    2. Порядок совместных действий с ведомственными аварийными службами.
    3. Порядок опроса должностных лиц и свидетелей инцидента.
    4. Изучение документации по техобслуживанию вышедших из строя технических систем и оборудования опасного объекта.
    5. Алгоритм привлечения сторонних экспертов и специалистов для проведения необходимых технических расчетов и лабораторных исследований.
    6. Последовательность проверки исполнения персоналом всех установленных требований безопасности:
      • осуществление производственного контроля;
      • правильность эксплуатации оборудования;
      • обеспечение и правильность применения индивидуальных и коллективных средств защиты;
      • проверка степени соответствия технологических процессов требованиям проектной документации.
      • Предварительное установление размеров материального ущерба, в том числе упущенную выгоду и масштабы негативного воздействия на окружающую среду.
  4. Порядок учета, аналитического исследования и регистрации итогов расследований происшествий.
    1. Правила определения конкретного перечня материалов расследования в зависимости от характера наступившего инцидента.
    2. Документальное оформление результатов расследования.
    3. Разработка и реализация перечня мер, направленных на оперативное  устранение последствий произошедшего инцидента и упреждение аналогичных ситуации.
    4. Порядок рассылки результатов расследования службам и органам, принимавшим участие в работе комиссии.
  5. Приложения к «Положению о расследовании инцидентов»:
    • Приложение № 1 - применяемые методики передачи экстренных оперативных сообщений об авариях на ОПО;
    • Приложение № 2 - образец незамедлительного оповещения о групповых, тяжелых и смертельных случаях повреждения здоровья персонала вследствие нештатной ситуации на ОПО;
    • Приложение № 3 - форма акта технического выявления причин происшествий на опасном объекте;
    • Приложение № 4 - процессуальные документы расследования причин инцидентов:
      • план - схема места возникновения аварийной ситуации;
      • документированные результаты опросов свидетелей и ответственных специалистов предприятия.
    • Приложение № 5 - журнал учета инцидентов произошедших на ОПО в котором указываются:
      • место и дата происшествия;
      • описание и спровоцировавшие инцидент факторы;
      • время вынужденного простоя технологических процессов и оборудования объекта;
      • установленные виновники возникновения инцидента;
      • материальный ущерб предприятия и размеры оказанного негативного влияние на окружающую среду;
      • разработанные, комиссией по расследованию, мероприятия по ликвидации источников аварийной ситуации с указанием отметки об их реализации.

Порядок разработки, утверждения и согласования «Положения о расследовании инцидентов».

Действующее законодательство РФ, регулирующее сферу промышленной безопасности, устанавливает требование к наличию ПРИ на каждом предприятии, не воспрещая при этом привлекать к его разработке сторонние организации. Самостоятельное составление ПРИ зачастую вызывают сложности у предприятий. Возможность обращения за разработкой Положения к специализированным компаниям обладает следующими преимуществами:

  1. Экономия материальных ресурсов предприятия. Услуга по разработке Положения, за весьма умеренную стоимость (от 25 тысяч рублей), избавит предприятие от взысканий со стороны надзорных организаций. Размеры штрафов, за нарушения в области промышленной безопасности, могут составлять суммы в десятки раз превышающие затраты на разработку ПРИ.
  2. Значительная экономия времени. Заказав специалистам разработку ПРИ, предприятие – заказчик может быть в уверенности получения качественного результата в заранее оговоренные сроки. Процедура составления Положения, как правило, занимает от 14 дней. Также следует учитывать, что по окончании разработки, ПРИ требует согласования с территориальным органом Ростехнадзора. Регламентом РТН, специалистам ведомства отводится 1 месяц на проверку подаваемых Положений. В случае если, представленное в Ростехнадзор, Положение будет иметь несоответствия, установленным требованиям, оно возвращается на доработку. После корректировки, процедура согласования длительностью 30 дней соответственно повторится, поэтому самостоятельная разработка ПРИ зачастую очень затягивается на стадии согласования, а порой и вовсе не реализуется. Предпоследняя стадия – утверждение Положения (перед его направлением на согласование в РТН). Это процесс его подписания специалистом, отвечающим за производственный контроль, и руководителем предприятия.

Установленная форма отчетности для предприятий эксплуатирующих ОПО.

Владельцы опасных производственных объектов, в процессе работы которых имели место происшествия, связанные с возникновением аварийных ситуаций, обязаны не реже одного раза в квартал предоставлять в органы Ростехнадзора нижеперечисленные отчетные данные:

  1. Количество возникших аварийных ситуаций за отчетный период.
  2. Поясняющая характеристика произошедших инцидентов.
  3. Установленные комиссией первопричины возникновения инцидентов.
  4. Перечень упреждающих мероприятий, ориентированных на минимизацию случаев возникновения аналогичных ситуаций.

Какая ответственность предусматривается законодательством за отсутствие положения?

Предприятия, эксплуатирующие ОПО, без утвержденного и согласованного Ростехнадзором «Положения о расследовании инцидентов» несут ответственность за несоблюдение установленных требований промышленной безопасности, согласно статьи 9.1 КоАП РФ. Данная статья Кодекса об Административных Нарушениях устанавливает следующие размеры штрафов:

  1. За однократное нарушение требований промбезопасности:
    • на граждан - от 2000 до 3000 рублей;
    • на ответственных лиц предприятий и владельцев ОПО (руководителей) - от 20000 до 30000 рублей, либо дисквалификация на срок от 6 до 12 месяцев;
    • на организации, имеющие обособленное имущество - от 200000 до 300000 рублей, либо принудительное временное прекращение деятельности сроком до 3 месяцев.
  2. За повторное, аналогичное несоблюдение требований промышленной безопасности:
    • на должностных лиц - от 40000 до 50000 рублей, либо временное лишение права занимать должность сроком от 1 года до 2 лет;
    • на юридических лиц - от 500000 до 1000000 рублей, либо приостановление производственной деятельности предприятии на срок до 90 суток.

Please publish modules in offcanvas position.

Яндекс.Метрика